Международная политика цен
При установлении цен на дополняющие или вспомогательные к основному изделию товары следует видеть, как скажется их цена на реализации основного товара. Желательный вариант, чтобы эти цены стимулировали сбыт основного изделия, расширяя продажи вспомогательных изделий.
Цена на обязательные принадлежности к основному товару преследует цель значительно увеличить сбыт основного товара и получить на этом соответствующую прибыль. Обязательные принадлежности - это то, без чего использование основного товара невозможно. Так, использовать видеокамеру можно только при наличии пленки и аккумулятора, бритвенный прибор - при наличии запасных бритв, электрочайники - при наличии фильтров и т.д.
Практика большинства фирм заключается в том, чтобы устанавливать относительно низкие цены на основные изделия и высокие, окупающие расходы по первому изделию на вспомогательные. Классическим примером является деятельность одной американской фирмы в Китае, когда она раздавала бесплатно керосиновые лампы, а цену на керосин держала на высоком уровне. Таким примером может служить и фирма “Gillete”, продающая по низким ценам станки для бритья и относительно высоким все принадлежности, особенно заменяемые лезвия. Часто фирмы пытаются совместить все варианты установления цены. Так, фирма “Gillete” стремится стать престижной и использовать престижную цену.
Особенность установления цен на побочные продукты производства состоит в том, что при основной технологии остаются продукты, пригодные для других целей, и затраты на производство этих продуктов полностью или частично уже вошли в цену основного продукта. Часто эти побочные продукты только загрязняют основное производство и подлежат утилизации, что требует значительных расходов. Так, при производстве алюминия остаются значительные отходы, в которых находится достаточно высокий процент алюминия. Алюминиевые концерны, если не имеют технологии их дополнительной переработки, готовы такую продукцию продать по выгодной для покупателя цене.
Такие же проблемы есть у переработчиков леса, которые должны найти пути сбыта по приемлемой цене опилок, щепы, отходов и т.д.
Цена на побочные продукты производства в основном зависит от того, имеются ли потребности в этом продукте и есть ли другие конкурирующие продавцы.Так, при получении побочной продукции ряда редкоземельных элементов горно-обогатительные комбинаты, являясь монополистами, держат на них высокие цены.
Таким образом, цена продажи или цена покупки будет зависеть от многих факторов. Максимальная цена определяется спросом, минимальная - внутренними издержками производства и реализации. Часто минимальная цена не будет конкурентоспособной по отношению к ценам других производителей. В этом случае потребуется или снизить внутренние издержки, или найти компенсацию за убыточное изделие путем установления более высокой цены на другое изделие, пользующееся спросом. Цены товаров-конкурентов и товаров-заменителей дают среднюю цену, которой следует придерживаться при определении цены на свой товар или цены, которую вы готовы заплатить за импорт данного товара.
Определение оптимальной продажной цены в данной стране
В области цен первой задачей предприятия, осваивающего международный рынок, является определение степени свободы, которой оно пользуется для назначения собственной цены продаж. В различных странах можно наблюдать самые разные варианты - от административной фиксации цен до полной свободы. Однако необходимо заметить, что чаще всего контролируются цены, по которым товары широкого потребления продаются конечному потребителю, что же касается продажи продукции промышленного назначения или продажи любых продуктов импортерами-дистрибьюторами, то она, как правило, регулируется международными правилами рынка. Обычно в распоряжении предприятия имеются три “отправных пункта” для определения цены продаж: издержки (себестоимость), спрос и конкуренция. Эти факторы претерпевают значительные изменения в различных странах.