Сервисная деятельность
Услуги как вид человеческой деятельности имеют длинную историю. Однако только в 60-х годах 20 века в западном менеджменте им стали уделять внимание. Все больше людей трудится в сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Для организаций, занимающихся услугами, важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику. Любая организация, занимающаяся услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать, как управлять такими специфическими их характеристиками, как неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и взаимосвязь производства и потребления. Неуверенность потребителей и их участие в процессе приобретения услуги всегда будут объектами пристального внимания, наряду с определением того, что фактически предлагается под видом услуг. Ключевая проблема - возможный разрыв между ожиданием клиента и фактическим восприятием полученной услуги. Ее решение - огромная проблема для многих предприятий в сфере услуг. Поскольку всегда будут существовать элементы осознанного покупательского риска в потреблении услуг, то управление в сервисной организации должно быть направлено на минимизацию этого риска.
В борьбе за покупателями товаров зарубежные специалисты рекомендуют руководствоваться правилом «внимание – интерес – желание – мотив – действие – завершение - сервис». Другими словами необходимо привлекать внимание покупателя, вызвать интерес, разбудить желание купить. В этой борьбе за потребителя на первый план выходят такие внешние факторы, как «пред- и послепродажное обслуживание», «сроки поставок». Это особенно заметно в отношении многочисленных видов высокотехнологичного оборудования, покупатели которого сопоставляют предложения конкурентов, исходя из полной стоимости приобретаемого изделия, включая условия его эксплуатации, износа и обновления. Покупателю кроме товара нужен послепродажный сервис, а это значит, возможность замены в течение гарантийного срока, возможность возврата, если товар не подойдет, проведение технического обслуживания, выполнение ремонта.
Наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают все новые услуги. Их разработка является результатом практического применения достижений науки для удовлетворения различных потребностей.
В условиях современного развития российской экономики становятся все более необходимыми высококвалифицированные специалисты в области сервиса, осознающие, что главным ориентиром производства и продажи услуг становятся потребности и спрос конкретных групп потребителей. При подготовке данной работы авторы исходили из понимания того, что специалист по сервису является производителем и продавцом товара особых свойств. Подобное совмещение функций специалиста и продавца в одном лице в рыночной практике встречается относительно редко. Вместе с тем, какой бы сложной и длинной ни была цепочка продажи, в ней обязательно присутствуют профильные специалисты.
Изучение сервисной деятельности ставит следующие задачи:
- ознакомить студентов со структурой и функциями сферы услуг, закономерностями ее развития, со стратегиями создания конкурентных преимуществ сервисных организаций, новыми технологиями в сфере услуг, элементами деловой этики и этикета
- дать студентам необходимые знания специфики услуг как товара, создания ценности услуг на всех стадиях жизненного цикла на основе изучения поведения потребителей и принятия ими решения, через понимание теории организации обслуживания, важнейшими элементами которой являются система предоставления и система маркетинга услуг;
- научить студентов организации пространства контакта, процессу предоставления услуги в «контактной зоне» между потребителем и продуцентом услуг, наполнению ее содержанием, основным методам предоставления услуг и формам обслуживания, определению качества обслуживания, особенностям предоставления услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией технически сложных товаров, назначением организаций и структурой служб сервиса, основным принципам разработки и создания услуг;
- подготовить научную базу для быстрейшей адаптации будущего специалиста к практической работе непосредственно связанной с предоставлением услуг в социально-культурной сфере или в сфере оказания технических и технологических услуг.
Предлагаемое пособие будет способствовать решению задач в развитии и совершенствовании предоставления услуг, поможет преодолеть имеющиеся отставания, поднять на более высокий уровень организацию и технологию предоставления услуг в различных сферах.
- Понятие об услуге и сервисной деятельности
- Функции сферы услуг
- Структура сферы услуг и классификация типов и видов услуг
- Общероссийские классификаторы услуг населению
- Теория постиндустриального общества
- Этапы развития услуг в России
- Эволюция понятия «товар»
- Характеристики услуг
- Отличие услуги от материально-вещественного товара
- Определение ценности услуги
- Модель ценности услуги
- Определение потребительской среды в сфере услуг
- Клиенты и их потребности
- Факторы, влияющие на покупательское поведение
- Процесс принятия решения потребителем.
- Специфические аспекты покупки услуг
- Поведения потребителей деловых услуг
- Теория организации обслуживания
- Обслуживание как сервисная система
- Система сервисных операций
- Система предоставления услуг
- Система маркетинга услуг
- Общие положения
- Пространство контакта
- Процесс контакта между клиентом и исполнителем
- Содержание контакта
- Работа с жалобами потребителей
- Принципы эффективного решения конфликтных ситуаций
- Основные методы предоставления услуг
- Формы обслуживания
- Качество обслуживания и производительность
- Показатели качества услуги
- Модель качества услуг
- Сервисные гарантии
- Производительность труда в сфере услуг
- Объекты стандартизации и номенклатура показателей качества услуг
- Методы определения величины показателей качества
- Ответственность продавца (исполнителя) перед потребителем
- Основные определения и понятия
- Управления этапами жизненного цикла сопутствующих услуг
- Стратегические направления и конкурентноспособность
- Понятие о конкурентных преимуществах
- Конкурентная окружающая среда
- Выбор целевых потребителей
- Стратегии создания конкурентных преимуществ
- Роль стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- Основные подходы к осуществлению сервиса
- Основные задачи системы сервиса
- Виды сервиса по времени его выполнения
- Виды сервиса по содержанию работ
- Принципы гарантийного обслуживания.
- Эксплуатационные инструкции
- Назначение технического обслуживания и ремонта
- Эволюция организации технического обслуживания и ремонта
- Запасы запасных частей
- Резервные мощности
- Предупреждающий подход
- Политика технического обслуживания
- Структура службы сервиса и фирменный сервис
- Составные части системы деятельности организации
- Задачи и функции фэсилити-менеджмента
- Обеспечение деятельности персонала
- Управление проектами по развитию инфраструктуры организации и эксплуатация объектов инфраструктуры
- Основные понятия и определения
- Информационные технологии в сфере услуг
- Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в новые технологии
- Области применения новых технологий в сфере услуг
- Технология как конкурентное преимущество
- Разработка и создание новых услуг
- Категории новой продукции
- Факторы, являющиеся причиной создания новых услуг
- Разработка новых товаров и услуг: сходство и различия
- Инструменты для разработки услуги
- Принципы разработки услуг
- Процесс разработки услуги
- Формирование собственного имиджа как условие успеха деятельности
- Роль коллектива в создании имиджа фирмы
- Подходы к определению содержания и восприятия деловой этики и социальной ответственности в бизнесе
- Проблемы морально-этических качеств руководителя
- Своды и кодексы как средства позитивного регулирования предпринимательской деятельности
- Деловой этикет – форма выражения деловой этики