Отличие услуги от материально-вещественного товара
Услуги можно охарактеризовать по контрасту с материально-вещественным товаром. Материально-вещественный товар – это осязаемый объект, который может быть создан и продан или использован позже. Услуга является неосязаемым и скоропортящимся продуктом. Она создается и потребляется одновременно или почти одновременно. Эти определения могут показаться достаточными, однако они несколько упрощает реальный мир услуг и применимы далеко не ко всем услугам. Отличительные характеристики материально-вещественных товаров и услуг приведены в таблице 3.1. Репродуктолог гинеколог врач репродуктолог.
Таблица 3.1 - Отличительные характеристики материально-вещественных товаров и услуг
Материально-вещественные товары |
Услуги |
- вещь |
- деятельность, процесс |
- осязаемость |
- неосязаемость |
- материализация в вещи, могут накапливаться |
- процесс, деятельность не могут накапливаться |
- производство, хранение и распределение отделено от потребления |
- производство и потребление осуществляются одновременно |
- потребитель не участвует в производстве |
- потребитель участвует в производственном процессе |
- передача собственности |
- нет передачи собственности |
- однородные ресурсы и получаемые товары |
- неоднородность (изменчивость) потребляемых ресурсов и результатов |
- редко индивидуальные товары |
- индивидуальность услуг |
- товар получает только один покупатель единожды |
- одну и ту же услугу можно несколько раз перепродать разным покупателям |
- качественно определены |
- неопределенность качества |
Представленные в таблице свойства услуги нельзя абсолютизировать, они могут быть присущи ей в большей или меньшей степени, то есть быть в определенном диапазоне. Однако укажем еще на ряд важных отличий:
· Для услуг характерна большая вовлеченность потребителей в производственный процесс. Поведение и опыт потребителя могут способствовать или препятствовать скорости и эффективности процесса обслуживания.
· Сотрудники компании иногда считаются неотъемлемой частью услуги. Это приводит к необходимости нанимать сотрудников, обладающих не только техническими навыками, но и навыками общения с людьми.
· Потребителю сложно оценить качество многих услуг, поэтому необходимо постоянно повышать уровень информированности потребителей и формировать атмосферу доверия между сервисной фирмой и клиентом.
· Для сферы услуг важен временной фактор. Необходимо понимать, что потребитель ограничен во времени и значительные временные затраты на получение услуги воспринимаются им негативно. Поэтому необходимо принимать меры для более быстрого обслуживания, увеличения рабочего дня, подумать о возможности обслуживания по схеме 24/7 (24 часа в сутки без выходных).