Проблемы морально-этических качеств руководителя
Особое значение имеют индивидуальные морально-этические качества руководителя, бизнесмена для сотрудников.
На руководителя возлагаются следующие моральные обязательства
:
· Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
· Контроль аффектов и эмоций - как своих собственных, так и окружающих людей.
· Анализ предпочтений в организации в категориях "осознание", "вовлеченность", "приверженность", являющихся неопределенными понятиями.
· Реализация этического выбора - "делать не то, что хочется, а то, что следует".
· Овладение "философией благородного труда".
· Овладение искусством безразличия к собственной выгоде.
Считается, что стать моральным лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов эффективно выполнять функции морального авторитета. Различают семь таких функций:
1. Профетическая
- обращение к моральному авторитету, чтобы найти выход из кризисной ситуации ("путь к спасению").
2. Верификационная
- определение оправданности (правильности) принятого решения.
3. Легитимационная
- создание рецепта морально оправданных в кризисной ситуации действий.
4. Институциональная
- формирование "культа героев" - образца правильного одобряемого поведения.
5. Прогностическая
- переоценка моральным авторитетом кризисной ситуации: она рассматривается как прецедент в ряду возможных аналогичных событий.
6. Нарративная
- создание моральным лидером канонической версии инцидента.
7. Табу
- установление моральным авторитетом новых норм поведения и возможных моральных санкций за нарушение запретов.