Оценка и выбор зарубежного рынка
К факторам страны относят торговые барьеры и конкуренцию на рынке.
Торговые барьеры (таможенные тарифы, квоты, количественные импортные ограничения, нетарифные барьеры, импортные пошлины всех видов, юридические, регламентационные препятствия) влияют на такую характеристику рынка, как доступность - возможность проникнуть на него без чрезмерных затрат средств и времени. Анализ факторов страны должен также касаться стабильности рынка и риска (экономического и политического). Первый признак нестабильности - слабость потенциальных клиентов в плане платежеспособности и коммерческого постоянства.
Таблица 2.12
Маркетинговый анализ по схеме товар/страна
Внешние не- |
Контролируемые элементы | |||
контролируе-мые элементы |
Функциональные аспекты товара |
Эстетические моменты и оформление |
Наименование товара и фирменная марка |
Упаковка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Окружающая среда |
Местные требования к эргономике. Специальные требования к размерам, габаритам, стандартам. Ограничения, связанные с покупательскими привычками. Климатические особенности. Существующий уровень сервиса. |
Отношение местных потребителей к цвету, форме и внешнему виду товара. Соответствие товара местным вкусам и традициям. |
Приемлемо ли предложенное название товара для рынка? Хорошо ли оно произносится? Несет ли название правильную информацию? Легко ли оно запоминается? |
Имеющиеся упаковочные материалы в избранных странах изготовителях. |
Конкуренция |
Конкурирующие товары и их конкурентоспособность (если такие товары есть). Сильные коммерческие стороны конкурирующих товаров. Возможный жизненный цикл товара. |
Недостатки в оформлении товаров- конкурентов. Сильные стороны в эстетике товаров-конкурентов. |
Практика конкурентов в отношении наименования товаров. Престижность марки конкурирующих товаров. |
Качество, размеры и специфические особенности упаковки конкурирующих товаров. Можно ли улучшить упаковку нашего товара? |
Регламентирую-щие факторы |
Организации, контролирующие стандарты. Организации, осуществляющие испытания и сравнение качества. Другие организации, которые могут поддержать или рекомендовать использование то-вара. |
Имеются ли возможности получить награду за оформление и конструкцию? Наличие организаций, определяющих качество конструкции и оформления. |
Имеется ли в стране организация, которая может оказать помощь товару? |
Имеются ли в стране центры по испытанию упаковки? Имеются ли неофициальные общепринятые стандарты на упаковку? Имеются ли стандарты, установленные торговыми ассоциациями? |
Правовая система |
Законы, связанные с использованием товара (запреты). Правила техники безопасности. Правила против загрязнения окружающей среды. Патентная защита. |
Можно ли зарегистрировать конструкцию и оформление? Имеются ли ограничения в отношении размера и формы товара? |
Можно ли зарегистрировать и защитить торговую марку? Имеются ли правовые ограничения в отношении выбранного названия? |
Наличие специальных правил, предусматриваю-щих указание на упаковке веса, размеров и содержимого. Правила, запрещающие использование определенных материалов. Правила в отношении содержания спецификаций. |