Оценка и выбор зарубежного рынка
Ступень 2
Период |
Критерии | |||
Ступень 3 |
Потенциал рынка |
Спрос на рынке |
Требования к компании | |
Прошлое, настоящее |
1 метод |
2 метод |
3 метод | |
|
Перспектива |
4 метод |
5 метод |
6 метод |
|
|
Рис.2.9. Четырехступенчатая модель выбора рынка
Данная схема предназначена для выбора рынка экспорта. Отдельные ее этапы могут дифференцироваться в зависимости от вида фирм, однако предварительная оценка и окончательный отбор рынков остаются общими.
Шаг 3 в этой модели включает в себя разные типы анализа рынка, выбранного в шаге 1. Его цель: показать, какие из ранее выбранных рынков непригодны для компании по ряду причин. В процессе выполнения анализа учитывают потенциал рынка, спрос и способности компании.
Потенциал рынка - всеобщий рынок, включающий существующие и возможные рынки товара.
Спрос на рынке - объем продаж всех конкурирующих компаний на рынке по товару.
Возможности компании рассматривают в данном случае как эквивалент объема продаж товара конкретного предприятия на рынке.
Ступень 3 модели выбора рынка классифицирует 6 различных объемов рынка:
1) текущий потенциал;
2) текущий спрос на рынке;
3) текущий спрос компании;
4) перспектива потенциала;
5) перспектива спроса;
6) перспектива компании.
В анализе текущего спроса и потенциала используют торговую статистику по данным страны, а при измерении спроса компании - данные результатов деятельности предприятия.
Для определения перспективного потенциала и спроса рекомендуется использовать метод серии временных оценок (на основе данных о прошлых продажах), управляющих индикаторов (метод базируется на существовании таких временных рядов, которые меняются в соответствии с изменением спроса на рынке, опережая его), статистические оценки спроса (анализ факторов, влияющих на спрос: цены, дохода, численности населения и динамики его), метод аналогий и экспертные оценки.
Исключительное место в анализе и выборе зарубежного рынка занимает изучение факторов, влияющих на емкость возможного рынка экспорта. Они могут быть разделены на 2 группы: факторы страны и факторы спроса.