Формирование продуктовой политики
6. Управление фирменным стилем
Одним из элементов окружения продукта является фирменный стиль, марка. Фирменный стиль - это ряд графических, словесных приемов, которые обеспечивают некоторое единство всех продуктов фирмы и отличают их от продуктов конкурентов. В фирменный стиль входят:
- товарный знак – это марка или ее часть (словесные, изобразительные, объемные и др. обозначения и их комбинации), защищенная юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя или марочный знак. Товарный знак может выступать в роли товара;
- логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или ее товара);
- фирменный блок (объединенные в композицию знак и логотип, поясняющие надписи (например: страна, почтовый адрес, телефон, телекс, фирменный лозунг, музыкальное сопровождение и т.п.);
- фирменные цвета;
- фирменный комплект шрифтов;
- фирменные константы (формат, в котором подается реклама, система верстки текстов, подача иллюстраций и т.д.
Основную функцию в фирменном стиле несет товарный знак, он предназначен для выполнения двух функций - рекламной и отличительной. Товарный знак - это знак обслуживания и обозначения, с помощью которого можно отличать продукты одной фирмы от аналогичного продукта другой.
Марка
– это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурента. Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак и товарный знак.
Марочное имя – это часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые могут быть произнесены.
Марочный знак – это часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой, например, символ, рисунок, отличительный цвет, шрифтовое оформление.
Созданию товарного знака предшествуют следующие решения:
1) выбор обобщающего символа - названия фирмы, фирменного знака, определенного торгового образа;
2) определение философии создания знака, т.е. объяснение сферы его действия.
Существует 2 точки зрения о том, когда необходимо разработать собственный знак:
- сразу, как только фирма образовалась;
- по мере накопления достаточных средств и закрепления устойчивых направлений и форм деятельности фирмы.
Фирменный стиль в узком смысле - совокупность товарного знака, цветового и делового оформления бумаг.
Фирменный стиль в широком смысле - использование единых принципов оформления различных видов реклам, деловой документации, офисов, одежды сотрудников, работы с клиентами.
Требования, предъявляемые к товарному знаку:
1) простота;
2) индивидуальность, отличие от других знаков;
3) привлекательность, запоминаемость;
4) отсутствие двусмысленности, легко читаться и произноситься на национальном и иностранных языках, не вызывая отрицательных ассоциаций;
5) охраноспособность, т.е. возможность регистрации товарного знака в своей стране и во всех странах, где будет применяться;
6) нельзя использовать географические названия ("Украина ", "Тибет"), государственную атрибутику и ее элементы (гербы, флаги), названия произведений литературы, искусства, фамилии, имена известных людей (без их согласия).
7) соответствовать целям, образу, имиджу фирмы;
8) возможность использования в печатной, световой, теле- и кинорекламе, деловой документации;
Правила применения товарного знака:
-не склоняется, всегда должен быть выделен либо кавычками, либо большими буквами;
- приняв однажды способ написания и изображения, его следует придерживаться постоянно;
- первое его применение в любом тексте следует снабдить соответствующим примечанием,