Формирование продуктовой политики
Виды спроса:
1. Ажиотажный, т.е. чрезмерный, когда производитель не может или не хочет удовлетворять потребности людей;
2. Отрицательный, т.е. вызывающий негативное отношение к продукту;
3. Нерациональный, т.е. спрос на товары или услуги, которые вредны для человека и общества, но потребность в них есть;
4. Сезонный, т.е. нерегулярный, спрос колеблется в течение определённого времени: то растёт, то падает;
5. Постоянный, т.е. полноценный, когда в течение длительного времени всегда есть спрос на продукт;
6. Падающий спрос характеризуется снижением спроса на продукт;
7. Скрытый спрос - это спрос, который потребитель не может удовлетворить с помощью имеющихся на рынке продуктов.
2. Содержание туристического продукта, его особенности и этапы создания
Туристический продукт
- это услуга, которая удовлетворяет
потребность туриста за оплату.
Услуги в туризме разделяются на основные и вспомогательные.
Основные - это услуги, которые включаются в стоимость тура.
Вспомогательные - это услуги, которые приобретаются туристом самостоятельно по его усмотрению. Такие услуги называются также дополнительными.
Туристический продукт является сложным продуктом труда, т.к. представляет собой совокупность разнородных элементов:
1) наличие природных ресурсов, культурные, архитектурные и исторические достопримечательности, которыми можно привлечь туристов;
2) средства размещения туристов, предприятия питания, оборудование для отдыха, оздоровления и занятия спортом;
3) средства передвижения.
Особенности туристического продукта:
1. Это результат усилий организаций различных сфер деятельности.
2. Производится одновременно с его потреблением без возможности создавать запасы.
3. Наличие посреднических специализированных фирм: туристические и транспортные агентства, представительства и ассоциации по путешествиям и т.д.
4. Потребление продукта происходит вне постоянного места жительства потребителя, поэтому необходимо обеспечить комфорт существования туриста, который временно теряет связь с привычным образом жизни, близкими и друзьями, работой и вступает в новое, отличающееся по своему характеру и кругу обязанностей отношение к членам общества.
5. Потребление туруслуг происходит в свободное от обычных занятий время.
Таким образом, туризм характеризуется не только особым типом потребления товаров и услуг, но также специфическими условиями с точки зрения места, времени и характера их потребления.
Этапы разработки продукта:
1. Поиск идей;
2. Разработка замыслов продукта и его проверка;
3. Анализ маркетинговых возможностей;
4. Разработка турпродукта;
5. Испытание продукта в рыночных условиях.
Эти этапы разработки продукта реализуются в следующую последовательность его маркетингового понимания:
1) создание продукта по замыслу, когда проектируется перечень услуг и формируется представление о нем;
2) создание продукта в реальном исполнении, когда определяются: содержание, качество и стоимость потребляемых услуг, круг впечатлений, уровень комфорта, престижа, экономичности, безопасности;
3) разработка продукта с подкреплением характеризуется формированием дружеских отношений с клиентом, неформальным общением, оказанием различных видов помощи и личного внимания, предоставлением дополнительных и символических выгод в виде подарков, сувениров, различных консультаций и информации, повышением качества и скорости обслуживания по личной инициативе.
Турпродукт может быть использован в качестве новинки по отношению к новым: потребителю, потребности или рынку; существующему продукту, если произведена его модернизация.