Формирование продуктовой политики
План
1. Проблемы спроса и предложения услуг в туризме. Виды спроса
2. Содержание туристического продукта, его особенности и этапы разработки
3. Классификация туристического продукта
4. Позиционирование туристического продукта
5. Жизненный цикл туристического продукта
6. Управление фирменным стилем
7. Формирование продуктовой стратегии
1. Проблемы спроса и предложения услуг в туризме. Виды спроса
Производство услуг предполагает бесперебойный характер их реализации и потребления и определяется экономическим равновесием спроса и предложения как необходимым условием эффективной деятельности по оказанию услуг.
Основной регулятор этого равновесия - закон спроса и предложения. Спрос и предложение выступают как теоретическое единство двух составляющих элементов.
Спрос
- потребность в определенном продукте, за который потребитель готов заплатить.
Размеры спроса зависят от степени осознанной необходимости услуг, их стоимости, уровня денежных доходов населения.
Предложение
- это результат производства товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок.
Таким образом, спрос определяет предложение, а предложение формирует спрос через ассортимент предложенных услуг и цен на них.
В свою очередь спрос определяет объём и структуру
предложения этих услуг, т.к. воспроизводится только то, что потребляется.
Соотношение спроса и предложения в туризме служит барометром, показывающим на сколько пропорционально развивается сфера услуг.
Стремясь к состоянию равновесия, спрос и предложение активно пытаются восстановить нарушенные пропорции.
Экономическое значение соотношения спроса и предложения состоит в том, что они регулируют рыночные цены. Так, если количество услуг на рынке больше или меньше, чем спрос на них, то имеют место отклонения рыночной цены от рыночной стоимости в ту или иную сторону.
Следовательно, спрос и предложение через цену услуги оказывают взаимное влияние друг на друга.
Для достижения наилучшей взаимосвязи спроса и предложения на фирмах сферы туристических услуг можно предложить несколько стратегических подходов, как для регулирования спроса, так и для регулирования предложения.
Для регулирования спроса можно использовать следующие подходы:
1) установить дифференцированные цены на услуги, что поможет сместить часть спроса с пикового времени на период затишья;
2) культивировать спрос в периоды спада, стимулируя ценой или модернизируя предложение:
- мини-отпуск на выходные и праздничные дни, уик-энд;
- мини-отпуск в дни школьных или студенческих каникул;
3) предлагать в периоды максимального спроса дополнительные услуги в качестве альтернативы для ожидающих своей очереди клиентов (игры, просмотр журналов, бар вместо кафе и т.п.);
4) ввести систему предварительных заказов или записей на обслуживание, информировать клиентов об уровне спроса.
Для регулирования предложения используют следующие подходы:
1) привлекать дополнительно служащих на работу как временную или на неполный рабочий день для обслуживания клиентов в периоды максимального спроса;
2) установить особый распорядок работы в период пиковой загрузки. В такие моменты служащие совмещают функции или выполняют только самые необходимые обязанности, поэтому для такого режима работы важно установить их чёткий перечень;
3) поощрять выполнение некоторых работ самими клиентами: заполнение карточек, перенос вещей и т.д.;
4) разработать программу предоставления услуг совместными силами различных фирм;
5) расширять возможности фирмы: приобретение земельного участка, транспорта, создание филиалов и т.д.