Формирование продуктовой политики
Разработка и внедрение нового продукта связано с риском ошибок по:
1) определению потребностей клиентуры;
2) оценке емкости рынка;
3) позиционированию;
4) ценообразованию;
5) системе сбыта;
6) организации рекламы;
7) недооценке возможностей конкурентов.
3. Классификация туристического продукта
Рассмотрим два подхода к классификации турпродукта.
Ι. Общепринятый в Украине и ряде стран подход классифицирует туристический продукт по ряду признаков.
1. В зависимости от регионального охвата территории: внутренний (национальный) и международный. Последний бывает активный и пассивный. АКТИВНЫЙ - это приезд иностранцев в страну, а ПАССИВНЫЙ - путешествие соотечественников в другие страны.
2. В зависимости от цели путешествия: лечебный, отпускной, спортивный, деловой, научный, культурный, курортный, учебно-образовательный, познавательный, экзотический.
3. По характеру организации путешествия: индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный.
4. По интенсивности туристических потоков: постоянный, сезонный.
5. По продолжительности отдыха: кратковременный и продолжительный (свыше двух недель).
6. По виду транспортных средств, используемых для передвижения до места назначения: морской, речной, железнодорожный, авиа- и автотур.
7. По средствам размещения.
8. По маршруту путешествия: радиальный, кольцевой.
9. По показателям мобильности: динамизм и скорость передвижения.
ΙΙ.
ВТО предлагает классификацию туристического продукта по следующим признакам:
1) природные богатства и места отдыха;
2) энергетические богатства;
3) человеческий фактор в разработке туристического продукта;
4) политические, юридические и административные аспекты;
5) социальные аспекты;
6) инфраструктура, развитие сферы отдыха и развлечений;
7) экономическая и финансовая ситуация в стране.
4. Позиционирование туристического продукта
Позиционирование туристического продукта означает определение его места на рынке среди аналогичных ему товаров с точки зрения потребителя.
Для того, чтобы товар стал полезным и востребованным, он должен появиться в том месте и тогда, где и когда он нужен. И это очевидно, ибо продать свою продукцию фирма сможет, если будет предвидеть, где и когда потребитель купит её. Но при этом необходимо постоянно помнить о том, что конкуренты также об этом подумали и заняли свои позиции на рынке, поэтому придётся принимать участие в конкурентной борьбе на основе анализа работы существующих на рынке соперников.
Это позволит принять решение о позиционировании своего продукта, т.е. определить его положение по отношению к продуктам, которые имеются на рынке.
При этом возможны два варианта действия:
1) конкуренция с аналогичным продуктом;
2) вхождение на рынок с принципиально новым товаром.
Особенностью позиционирования туристического продукта является то, что в качестве составных частей его представления на рынке является не только цена и качество, но также имидж продукта и туристической организации, обслуживание, анализ потребительской ценностей продукта с его практической (рациональной) и психологической (эмоциональной) стороны.
Позиционирование турпродукта связано также с формированием имиджа страны посещения, т.к. в сознании потенциальных туристов всегда в той или иной степени формируется образ данной страны как составная часть концепции позиционирования. Имидж объясняет, почему данный турпродукт или данная страна больше других пользуется успехом. Хороший имидж является дополнительным капиталом для продукта, фирмы, региона и страны.
По определению ВТО имидж страны - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определённого образа. Все перечисленные факторы позволяют сразу же при упоминании названия страны выстроить целую цепь ассоциаций по отношению к данной стране, причём имидж может быть сокращён до одного какого-нибудь яркого элемента.