Международная политика цен
Расчет цены товара с учетом транспортной составляющей можно осуществлять на основе следующей формулы:
Ца = Ц фоб.цмт + А - В
,
где Ца - цена оферты; Ц-фоб.цмт - цены товара в центре мировой торговли; А - стоимость доставки от ЦМТ до границы страны покупателя; В - транспортные расходы от национальной границы экспортера до границы импортера. ЦМТ - центр мировой торговли, для которого известна цена товара.
Такие цены в основном характерны для биржевых товаров. Путем установления разницы удельных транспортных затрат А и В и их добавления к цене предложения можно перевести цену мирового рынка по товару в цену альтернативного в пределах мировой торговли внешнего рынка (цену фоб/порт или франко-граница поставщика товара).
На основе этой формулы следует высчитывать и цену конкурентоспособного предложения при наличии многих центров торговли аналогичными товарами.
Для российской практики при особо высоких железнодорожных тарифах непонимание западными партнерами проблемы высокой стоимости транспорта часто бывает обычным явлением, и приходится идти на значительное снижение цены для достижения согласия на скидку, и, наоборот, с их стороны это ведет к нежеланию снижать цену на свои товары.
Поправки на сроки поставки исходят из того, что товары, особенно оборудование, поставленное к сроку, необходимому для покупателя, создают для него более выгодные условия или даже могут принести дополнительную прибыль.
Наоборот, короткие сроки поставки сложного оборудования могут вызвать у его производителя дополнительные расходы. Одновременно при изготовлении сложного оборудования со сроками поставки в несколько месяцев или лет должны учитываться возможные изменения стоимости материалов, оплаты труда работающим, транспортные расходы и т.д. Такой подход определяет, что окончательная цена будет рассчитана по заранее согласованному принципу между участниками сделки. Как правило, для товаров массового потребления и особенно сырья чем длиннее срок поставки, тем меньше цена, хотя чаще всего за счет биржевой торговли и прогноза конъюнктуры рынка она может меняться в большую сторону.
На цену оказывает существенное влияние и сезон поставки. Особенно это характерно для товаров сезонного спроса (зимняя, летняя одежда, обувь, зонты, одежда для зимних, летних видов спорта, товары по случаю значимых дат) и товаров сезонного производства (фрукты, ягоды, овощи, кофе и т.д.).
Под сезонной скидкой понимают снижение цены для партии товара, приобретаемого в период, когда данный товар не пользуется особым спросом.
Так, для зимней одежды цена ниже летом, а для летней - зимой. Наименьшая цена товаров сезонного производства, может быть в период массового сбора и созревания, более высокая - между сезонами. В международной практике такая торговля приносит значительные выгоды с учетом, что сезоны зимы и лета и созревания урожая в разных географических регионах мира разные.
При длительных сроках изготовления изделий или если изучается рынок и существует возможность получить только цены нескольких лет давности необходимо учесть влияние инфляции на цену товаров. Так, если покупатель располагает ценой за изделие, которое было поставлено тремя годами раньше, то с учетом инфляции в данной стране можно рассчитать цену, возможную для обсуждения в сегодняшних условиях. Конечно, одновременно придется учесть и другие факторы. Так, следует учитывать соотношение национальных валют друг к другу три года назад и в настоящее время.