Международные маркетинговые исследования: организация, методы, управление
Емкость рынка страны рассчитывают по формуле:
Ер=П+О-Э+И,
где П - национальное производство данного товара на рынке; О - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; Э - экспорт; И - импорт.
При проведении анализа предложения учитывают следующие показатели (рис.2.8):
Рис.2.8. Анализ предложения
В анализе требований потребителя к товару исследователи исходят из того, что потребитель сам определяет соответствие товара своей потребности. Среди общих требований следует подчеркнуть:
* новизну и технический уровень изделия;
* качество;
* соотношение цена/качество;
* специфические требования к ассортименту, качеству, цене товара.
Анализ условий развития рынка заканчивают составлением прогноза рынка конкретного товара, отрасли, включая краткосрочные перспективы и долгосрочные тенденции, служащие основой для разработки программы маркетинга.
При изучении фирм-конкурентов обобщают следующую информацию:
- позиции конкурентов на рынке, доля рынка;
- характер выпускаемой продукции;
- виды и характер послепродажных услуг; цену послепродажного обслуживания;
- практику рекламы и используемые средства ФОССТИС;
- практику товародвижения;
- маркетинговые стратегии;
- финансовое положение конкурентов;
- портфель заказов.
Изучение коммерческой практики предполагает выяснение следующих вопросов: анализ договорной практики, применение типовых контрактов, исследование практики торгов, обычаев торговли.
Среди транспортных условий исследователь интересуется:
* наличием прямого сообщения;
* тарифами;
* стоимостью погрузки-разгрузки;
* портовыми сборами;
* правовыми вопросами.
Торгово-политические условия:
* содержание межправительственных соглашений;
* система государственного регулирования внешней торговли;
* наличие импортных ограничений, эмбарго;
* уровень таможенного обложения;
* наличие “свободных зон”,
* валютное законодательство страны.
Организация изучения рынка может осуществляться собственными силами или наймом для работы исследовательского агентства.
Проведение анализа собственными силами имеет смысл в случаях:
1) наличия у компании достаточного опыта работы с этим рынком;
2) наличия высококвалифицированного аппарата исследователей с опытом работы за рубежом;
3) отсутствия в интересующей компанию стране исследовательских агентств;
4) охвата производственного рынка, требующего ограниченного количества интервью.
Предпочтение передачи исследования рынка агентству нужно отдать, когда:
а) исследованию подлежит большое количество потребителей;