Международные маркетинговые исследования: организация, методы, управление
* проводить в основном групповые интервью;
* предусмотреть особую тщательность в подготовке интервьюеров;
* обеспечить личное руководство интервьюерами;
* избегать всяких политически двусмысленных вопросов, облекать их в безобидную форму либо исключить вообще;
* согласовать программу исследования с соответствующими властями.
В процессе работы с вторичной информацией важен систематизированный подход, который предполагает:
- изучение всей имеющейся в распоряжении компании информации;
- приобретение каталогов конкурентов (каталоги содержат данные о товаре и рынке);
- ознакомление со специальными библиотеками (например две главные библиотеки Великобритании могут быть полезны для исследования мировых рынков: библиотека Департамента промышленной статистики и рыночной информации и Городская деловая библиотека);
- получение консультаций в Министерстве торговли, в иностранных посольствах;
- установление контактов с международными организациями, например с ООН или МТБ, публикующими мировую статистику;
- получение сведений от информационных банков;
- изучение справочников, путеводителей.
Методы международных исследований
Реализация международных маркетинговых исследований предполагает использование объемного методологического аппарата, который можно классифицировать следующим образом (рис.2.5):
Рис. 2.5. Классификация методов международных маркетинговых исследований
Кабинетные исследования (desk research) осуществляются на основе вторичной информации - официальных печатных источников - и дают представление:
* о состоянии таможенного законодательства;
* о состоянии конъюнктуры, тенденциях развития отдельных рынков;
* о состоянии и динамике мирового рынка;
* о состоянии экономики отдельных стран;
* о доступности рынка, его территориальной отдаленности;
* о торгово-политическом режиме отдельных стран.
Полевое исследование (field research) позволяет устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, проводить анкетирование покупателей, выяснять реальный рыночный спрос и требования покупателей к товару. В процессе таких исследований используют первичную информацию.
Метод пробных продаж используют в тех случаях, когда отсутствует необходимая информация о рынке, а у фирмы нет времени на всестороннее изучение рынка при реализации редких и новых товаров. Способ дает возможность завязать непосредственные деловые контакты с потенциальным покупателем.
Поддержание личных контактов с иностранными представителями на международных выставках, ярмарках, аукционах полезно в изучении товара, оборудования, технологии и организации производства. Сами специалисты на основе замечаний покупателей разрабатывают предложения по усовершенствованию продукции и повышению конкурентоспособности товара.
Количественные методы, основанные на знании математического и статистического аппарата, оперируют цифрами, направления их разнообразны: от функционально-стоимостного анализа, механизма “обратных связей” до экспертных оценок.
Качественные методы, или методы, базирующиеся на знании психологии, социологии, в основном оперируют словом и представлены: