Методы исследования рынка
• влияние интервьюера может быть ослаблено, благодаря использованию стандартизированных вопросов.
Недостатки интервью:
• можно получить спонтанные ответы, которые, прежде всего, предназначены для определения настроения относительно какого-то события, явления.
• возможность повлиять на опрашиваемого подсказками или постановкой вопросов, которые влекут за собой искривление информации;
• влияние на ход интервью личности интервьюера, которая может казаться опрашиваемому симпатичной или нет;
• возможна негативная реакция интервьюера из-за нехватки времени на пространные размышления опрашиваемого;
• члены семьи опрашиваемого своим присутствием или вмешательством могут влиять на результаты опроса или исказить их;
• интервью связано с относительно высокими затратами;
• проведение, обработка результатов прямого интервью требует времени.
Наблюдение –
это аналитический метод, с помощью которого изучают, фиксируют и сравнивают существующее и прошлое поведение потребителей в реальных ситуациях.
Преимущества наблюдения:
• опрос и сотрудничество людей не обязательны;
• искажения, возникающие в процессе интервью, минимизируются;
• при скрытом наблюдении, когда используют специальные зеркала или скрытые камеры, потребитель не может знать, что за ним наблюдают и потому ведет себя естественно.
Недостатки наблюдения:
• нельзя четко определить отношение потребителей к происходящим событиям;
• наблюдатели могут неверно понять поведение потребителя.
Эксперимент
- это такой вид исследования, когда в контролируемых условиях изменяется один или несколько факторов (например, какой-нибудь элемент маркетинга - средство рекламы), а все другие остаются неизменными. Например, чтоб оценить эффективность рекламы туруслуг, ее можно использовать в нескольких регионах, или нескольких вариантах, оставив старыми все другие маркетинговые факторы (цену). Через месяц результаты сравнивают.
Преимущества эксперимента:
• позволяет видеть причину и следствие (например, новая реклама увеличивает сбыт);
• его структура и проведение носят систематизированный характер.
Недостатки эксперимента:
• высокие затраты;
• иногда надуманные условия;
• невозможность контролировать все параметры плана маркетинга, или все факторы, которые влияют на его реализацию.
Имитация (моделирование)
– метод, основанный на использовании экономико-математического аппарата, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров, который отображает влияние различных маркетинговых факторов, поведение процессов на бумаге, мониторе ПК, а не в реальных условиях.
Сначала строят модель контролируемых и неконтролируемых факторов, влияющих на процесс, затем проверяют степень влияния и поведения их различных сочетаний и определяют оптимальный вариант.
Преимущества имитации:
• нет необходимости в сотрудничестве с потребителями;
• модель может учитывать влияние множества факторов.
Недостатки имитации:
• сложна, затруднительна для использования и зависит от составления постановки задачи, предложений и факторов, положенных в основу модели.
Выводы.
Первичные данные имеют такие принципиальные преимущества:
• собираются в соответствии с поставленным заданием (единицы измерения и степень детализации отвечает поставленным целям фирмы; данные более свежие, устаревшая информация не собирается и не используется);
• все результаты доступны для фирмы, которая может обеспечить их секретность для конкурентов;
• методология сбора данных известна и контролируется фирмой;
• отсутствует несовпадение в данных из разных источников;
• надежность информации может быть определена;
• если вторичная информация не отвечает на все вопросы, то сбор и анализ первичных данных - единственный способ получить необходимое.
Недостатки первичных данных:
• сбор первичных данных может занять много времени (например, чтоб обеспечить необходимую точность результатов, может понадобиться более шести месяцев);
• связаны с большими затратами;
• некоторые виды информации не могут быть получены (например, данные переписи населения);
• подход фирмы может носить ограниченный характер.
Дополнительный уточняющий комментарий.
Если фирма склоняется к мысли, что первичные данные необходимы, то необходимо разработать структуру исследования - план, который определяет: кто собирает данные? Может ли фирма это сделать самостоятельно или надо нанять исполнителей конкретного проекта?
Преимущества сбора данных исследовательским отделом фирмы:
• знание деятельности фирмы;
• доступ к сотрудникам фирмы;
• постоянный сбор и сохранение данных;
• высокая степень лояльности, ответственности, конфеденциальности.