Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1».
Исходя из имеющихся факторов макросреды можно сделать вывод о том, что воздействие этой группы факторов в целом для ОАО «ЖБК-1» не носит деструктивного характера.
Влияние мезосреды гораздо более весомее, нежели макросреды. В связи с этим рассмотрим основные факторы непосредственного окружения, которые влияют на хозяйственную деятельность ОАО «ЖБК-1».
Таблица 2.5.
Факторы непосредственного окружения.
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
1) Конкуренты. |
* Большой объем производства и экономия на масштабе производства. * Положительная репутация предприятия и уважение со стороны потребителей. * Большой удельный вес на рынке области. |
* Приобретение конкурентами зарубежной техники. * Появление в СМИ информации об основных конкурентах (БелАЦИ). |
2) Поставщики. |
* Долгие и отлаженные связи с поставщиками основных материалов. * Наличие товарного кредита и скидок в отношениях с поставщиками. |
* Значительная кредиторская задолженность перед поставщиками. * Возможное удорожание сырья в связи с ростом цен на энергоносители. |
3) Потребители. |
* Относительно низкие цены на продукцию. * Система скидок для наиболее важных потребителей. * Уважение к предприятию со стороны потребителей и его всероссийская известность. |
* Непостоянство спроса со стороны многих потребителей. * Возможность переключения ориентации потребителей на других производителей. |
4) Органы местного самоуправления. |
* Поддержка предприятия со стороны правительства области. * Создание благоприятных условий для увеличения объемов сбыта продукции. |
* Наличие долгосрочной дебиторской задолженности за продукцию, реализованную органам местного самоуправления. |
5) Контактные аудитории. |
* Возможность получения банковских кредитов. * Привлечение клиентов через участие в выставках, рекламу и PR-компании. |
* Давление со стороны государственных санитарных учреждений и обществ «зеленых». * Необходимость делиться стратегически важной информацией со студентами-практикантами областных вузов. |
Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками, органами местного самоуправления, контактными аудиториями и конкурентами.
Следующим уровнем, на котором происходит функционирование предприятия, является так называемая микросреда. Рассмотрим основные аспекты данной среды, исходя из имеющейся информации о производственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1».
Таблица 2.6.
Сильные и слабые стороны предприятия.
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Производство. |
* Применение зарубежных, прогрессивных технологий. * Высокая фондорентабельность. * Большой объем выпуска продукции. * Родственная и неродственная диверсификация производства. |
* Отрицательное влияние на состояние окружающей среды. * Увеличение удельного веса затрат на топливо и энергию на технологические нужды в общей структуре себестоимости товарной продукции. |
2) Кадры. |
* Высокая (для российских условий) квалификация управленческого персонала. * Относительно высокая производительность труда с потенциалом к увеличению. * Наличие учебного центра по повышению квалификации работников. |
* Необходимость платить высокую зарплату, в том числе и за вредность. * Текучесть кадров во многих сферах деятельности. |
3) Маркетинг. |
* Активное участие различных отделов предприятия в мероприятиях ФОССТИС. * Использование СМИ для рекламы товаров. * Работа над имиджем фирмы, создание торговых марок и поиск новых рынков сбыта. |
* Отсутствие на предприятии специализированного маркетингового подразделения. * Ограниченность географии рынка сбыта основной продукции предприятия. |
4) Организация (менеджмент). |
* Осуществление мероприятий по рационализации организационной структуры предприятия. * Высокий уровень мотивации к труду работающего персонала. * Ревизионный контроль за деятельностью подразделений корпорации. |
* Отсутствие специалистов международного уровня МВА. * Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельность. |
5) Финансы. |
* Удовлетворительное состояние структуры баланса. * Осуществление доходных вложений в финансовые активы. * Постоянные доходы от инвестиционной деятельности. * Гарантированные кредиты областных банков и правительства. |
* Большой объем дебиторской задолженности. * Отсутствие долгосрочных источников финансирования. |