Технология принятия решения в условиях неопределённости

В условиях рыночной экономики, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная самостоятельность, им приходится действовать на свой страх и риск, выбирая то или иное направление развития. В связи с чем, проблематика принятия решений в условиях неопределенности становится как никогда актуальной. В данной работе рассмотрены основные аспекты, касающиеся неопределенности на рынке. Неопределенность складывается в первую очередь из таких стохастических составляющих, как цены на товары и услуги, объем спроса на продукцию, валютный курс, а также нестохастических составляющих: поведение потребителей, партнеров, конкурентов; политика правительства; НТП; спрос на товары и услуги. Технология принятие решений в условиях неопределенности обладает некоторыми особенностями, по сравнению с аналогичным процессом, но в условиях определенности. Дело в том, что результат деятельности, следуемый за принятием решения, неизвестен заранее, а менеджеру зачастую приходится рисковать, руководствуясь либо статистическими данными (если неопределенность носит стохастический характер), либо собственным опытом и интуицией (если неопределенность не является стохастической). В отличие от «рисковых» условий, где известна величина потерь в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, в условиях неопределенности практически невозможно предсказать величину потерь, а можно (в лучшем случае) спрогнозировать их приблизительное значение. Покуда с подобными трудностями приходится сталкиваться менеджерам различных уровней довольно часто, то всестороннее изучение данной проблематики крайне необходимо.

Целью данной работы является анализ деятельности ОАО «ЖБК-1», сопряженной с условиями неопределенности, а также решение проблем, возникающих из-за неблагоприятного воздействия неопределенности.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

1) Дать определение понятие неопределенность;

2) Привести существующие классификации неопределенности;

3) Привести примеры принятия решений в условиях различных видов неопределенности;

4) Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;

5) Спрогнозировать состояние внешней среды, существующие угрозы и возможности в ней;

6) Выявить проблемы предприятия, трудность решения которых проистекает из наличия неопределенности;

7) Предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Белгородский завод ЖБК-1».

Теоретической и методологической базой исследования являются: работы, учебники и монографии отечественных и зарубежных авторов в области теории управления, маркетинга, экономики, а также исследовании операций в экономики, материалы периодической печати, методические указания, ресурсы глобальной сети Internet.

Информационная база данного исследования представлена следующими источниками:

1) Бухгалтерская и финансовая отчетность ОАО «ЖБК-1» за последние 4 года;

2) Статистическая информация планово-экономического отдела предприятия за последние 3 года;

3) Материалы маркетинговых исследований рынка строительных материалов;

4) Данные комитета Госстатистики по Белгородской области.

    >