Характеристика эффективности маркетинговой деятельности Ренийского порта. Оценка конкурентоспособности порта Рени
Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.
Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.
Портфельный анализ (Портфолио-анализ, или матрица «Доля рынка — рост рынка»), был разработан американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг труп» в конце 60-х годов. Эта модель основывается, прежде всего, на концепции жизненного цикла продукта и на концепции кривой опыта. Портфолио-анализ является на сегодняшний день одним из наиболее часто применяемых инструментов стратегического планирования.
Предприятие описывается (по аналогии с размещением капиталов в финансовой сфере) с помощью Портфолио, то есть как совокупность так называемых стратегических производственных единиц. Стратегические производственные единицы (СПЕ) — в основном независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами рыночной задачей, четко отделяемыми от других СПЕ продуктами или группами продуктов, а также однозначно определяемым кругом клиентов. Различные СПЕ имеют разные рыночные шансы и риск.
Важнейшие концепции Портфолио.
Из множества различных концепций Портфолио «наибольшее практическое значение получили модели «рост рынка — доля рынка» и «привлекательность рынка — преимущества в конкуренции». Обе концепции определяют стратегическое положение СПЕ с помощью двухкоординатной матрицы. СПЕ, которые занимают в матрицах похожее стратегическое исходное положение, объединяются в однородные совокупности. Для них можно определить базисные образцы действий, так называемые нормативные стратегии, которые используются для целевого и стратегического планирования, а также для распределения ресурсов предприятия.
Для построения матрицы «доля рынка - рост рынка» для Ренийского порта необходимо найти общую долю рынка по грузообороту, долю рынка по отдельным грузам, относительную долю рынка по грузам. Расчеты будем осуществлять за период с 2003 по 2005 годы для получения более точной картины по СПЕ в динамике; в качестве конкурентов рассматриваем порты Измаил и Усть-Дунайск.
Таблица 2.4 Доля рынка по отдельным видам грузов за 2003 г., %
Наименование грузов |
Рени |
Измаил |
Усть-Дунайск |
Уголь |
2,28 |
11,57 |
- |
Кокс |
16,03 |
18,26 |
- |
Руда |
6,44 |
42,15 |
1,33 |
Химические, мин. удобрения (навалом) |
1,71 |
- |
1,19 |
Зерно |
7,47 |
2,24 |
6,51 |
Химические (ТШГ) |
9,07 |
17,66 |
1,09 |
Продовольственные грузы |
16,06 |
22,07 |
. |
Большегрузные а/м |
7,36 |
- |
- |