Анализ микроокружения
Анализируя микроокружение необходимо остановиться на следующих факторах: транспортная политика Украины, экономическая политика Украины, современное состояние морехозяйственного комплекса Дунайского региона, прогноз рынка стивидорных услуг украинских портов Дуная и оценка их конкурентоспособности.
Транспортная политика, наряду с целями и задачами,
представляет собой процесс разработки стратегических программ и планов их реализации (долгосрочных и среднесрочных планов).
По морскому и речному видам транспорта основное внимание должно быть сконцентрировано на решении следующих проблем государственного регулирования:
Создание правовых основ:
· деятельности морских и речных портов в новых экономических условиях на основе организационного размежевания административных и хозяйственных функций управления;
· основ судоходной политики государства;
· взаимодействия разных видов транспорта в транспортных узлах.
На морском транспорте предполагается реорганизация оргструктур и функций портов.
В соответствии с законодательством Украины морские порты не подлежат приватизации, что обусловлено их стратегическим значением для государства как пунктов движения национальных внешнеторговых и транзитных грузопотоков и составных элементов системы международных транспортных коридоров, проходящих через Украину. Вместе с тем, на территории порта могут функционировать предприятия и организации всех форм собственности по обслуживанию судов, грузов и пассажиров.
Свот-анализ ренийского порта. Анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к порту, и сильных и слабых сторон, которыми обладает порт. Для решения этой задачи используем такие приемы анализа среды: СВОТ (англ. SWОТ) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats).
Исходя из характеристики PEST-анализа можно выделить следующие возможности и угрозы для украинских портов на рынке стивидорных услуг:
Возможности:
Рост мировой и региональной экономики.
Рост объемов грузопотоков, возникновение новых сегментов рынка по грузам и пассажирам.
1. Значительный дальнейший рост перевозки грузов в контейнерах.
2. Формирование региональных интеграционных группировок.
3. Возникновение глобальных систем транспорта и коммуникаций. Развитие транспортных коридоров.
4. Заключение соглашений о международном сотрудничестве в различных формах. Развитие системы международного подряда.
5. Расширение международных потоков капитала в форме прямых инвестиций в порты.
6. Развитие инновационных технологий и смешанных (интермодальных) сообщений.
7. Развитие системы менеджмента, консультирования и обучения.
8. Развитие рыночных преобразований в Украине.
9. Строительство и оборудование железнодорожных линий международного значения на территории Украины согласно СМЖЛ.
10. Восстановление внешнеэкономических связей Украины со странами ЦВЕ.
11. Усовершенствование государственного регулирования в транспортной отрасли.
12. Создание правовых основ деятельности морских и речных портов в новых экономических условиях на основе организационного размежевания административных и хозяйственных функций управления.
13. Реформирование методов управления и форм хозяйственной деятельности портов.
14. Оптимальное использование имеющегося транзитного потенциала Украины и его дальнейшее развитие.
15. Рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины.
16. Привлечение новых грузопотоков вследствие ограниченных мощностей порта Измаил.
17. Привлечение инвестиций для развития разных направлений бизнеса в Придунайском регионе Украины на базе СЭЗ.
18. Окончание строительства второй очереди канала «Дунай – Черное море».
19. Быстрый рост наливного флота дунайских стран.
20. Выравнивание цен на высококачественные импортные и низкокачественные отечественные изделия и материалы, применяемые в портостроении (стальные шпунтовые сваи, анкерные устройства, отбойные устройства и др.).
21. Развитие рынка проектирования и рынка подрядчиков в сфере портовой гидротехники.
22. Ускорение и расширение возможностей информационного обмена и развития базы данных по портовой гидротехнике и механизации на основе возможностей ИНТЕРНЕТа.