Моделирование стратегий международного маркетинга
* вариация товара с целью его приспособления к требованию определенных потребителей (сегментирование рынка).
3. Развитие товара
(инновации). Продажа новых товаров на старых рынках.
Суммарный прогнозируемый объем продаж в результате мероприятий стратегий 2,3 дает точку D на целевом графике. Фонд МИК - место, где рождаются стартапы, проекты и раскрываются таланты, сайт i.moscow
4. Диверсификация.
Предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины: стагнирующие рынки, желание уменьшить риск, финансовые выгоды, страхование снабженческой или сбытовой базы. Производственная программа включает продукты, не имеющие никакой прямой связи с прежними товарами фирмы. Различают три формы диверсификации:
* диверсификация на том же уровне (горизонтальная) - автомобильное предприятие начинает производство мотоциклов;
* диверсификация на сбытовые или снабженческие рынки (вертикальная) - производитель текстиля открывает предприятие по производству одежды;
* побочная диверсификация (без различимой вещественной взаимосвязи) - участие “Пепси-кола” в производстве спортивного инвентаря.
Главная опасность диверсификации - распыление сил.
Приведем данные исследования о величине риска и расходах в зависимости от реализуемой стратегии Анзоффа (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Риск стратегий Анзоффа
Стратегия |
Вероятность успеха, % |
Расходы |
1 |
50 |
Базис |
2 |
20 |
Четырехкратные |
3 |
33 |
Восьмикратные |
4 |
5 |
Двенадцатикратные |
Для моделирования стратегий Анзоффа необходимо иметь возможность рассчитывать каждую стратегию. Такую возможность предоставляет программа Marketing Expert. С помощью этой программы можно создать рыночную модель предприятия, реализующую пересечение двух основных факторов GAP - анализа: товара и рынка. Рыночная модель строится по принципу структур orgware - визуальных баз данных, когда пользователь с помощью специального графического препроцессора “собирает” модель из отдельных сегментов. Пример рыночной модели, построенной с помощью препроцессора программы Marketimg Expert, приведен на рис.4.11.
На каждом объекте (сегменте) можно ввести список товаров, цены и объемы продаж, причем с учетом динамики (шаг по времени может варьироваться от одного дня до года). Также на каждом объекте можно задать издержки как производственные (постоянные и переменные), так и управленческие и сбытовые. Такая структура данных позволяет легко решать главную задачу сегментного анализа и GAP - анализа: рассчитывать доходность и прибыльность любого сегмента. Например, для выделенного на рис.4.11 канала сбыта данные о доходах и издержках будут при расчете собираться с нижних сегментов. К этим данным со знаком “плюс” добавятся доходы выделенного сегмента и со знаком “минус” - его издержки. Таким образом, мы можем легко реализовать любую из стратегий Анзоффа. Например, для реализации стратегии диверсификации необходимо добавить в модель новые сегменты рынка и задать на них списки товаров, прогнозируемые цены и объемы продаж, а затем вновь выполнить расчет доходности и прибыльности.
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
Рис.4. 11. Рыночная модель предприятия
Программа Marketing Expert содержит встроенную систему прогнозирования, позволяющую не только получать прогноз тенденций продаж, цен и издержек на базовых рынках, но и строить сложные регрессивные модели, учитывающие увеличение расходов на рекламу (например для стратегии развития рынка) и любые другие факторы. Приведем краткое описание основных прогнозных моделей, использующихся в программе Marketing Expert для прогноза цен, объемов продаж и издержек.
1. Метод экспоненциального сглаживания
Сущность метода экспоненциального сглаживания заключается в том, что временной ряд сглаживается с помощью взвешенной скользящей средней, в которой веса распределяются по экспоненциальному закону. Такая взвешенная скользящая средняя характеризует значения динамического ряда в конце интервала сглаживания, т.е. является характеристикой последних уровней ряда.
Экспоненциальная средняя первого порядка для исходного ряда записывается следующим образом:
,
где St(1) (у) - экспоненциальная средняя первого порядка;
а - коэффициент сглаживания.
2. Метод аналитического выравнивания динамического ряда (подбор модели)
При аналитическом выравнивании ряда динамики закономерно изменяющейся уровень изучаемого показателя оценивается как функция времени уt=f(t), где уt - уровни динамического ряда, вычисленные по соответствующему аналитическому уравнению на момент времени t. В табл.4.5 проводятся различные виды трендовых уравнений, которые используются в данной модели.
Таблица 4.5
Виды трендовых уравнений, используемых в модели
Название функции |
Описание функции |
1. Константа |
уt= b0 |
2. Линейная |
уt= b0+ b1t |
3. Парабола |
уt= b0+b1t+b2t2 |
4. Кубическая парабола |
уt= b0+b1t+b2t2+b3t3 |
5. Показательная |
уt= b0+ b11 |
6. Экспоненциальная |
уt=eb0+ b1t |
7. Логарифмическая парабола |
уt=b0+b1t+b2t2 |
8. Гиперболическая |
уt=b0+b1 1/t |
Выбор формы