Информационное и коммуникационное обеспечение международного маркетинга
2) на техническом уровне важно иметь информацию о том, какие бытовые приборы потребители используют при хранении, потреблении данного товара;
3) на социологическом уровне надо получить информацию о ведении рекламной кампании, зная привычки потребителей;
4) на психологическом уровне необходимо иметь информацию о позитивном и негативном отношении к данному товару со стороны различных групп потребителей:
5) на биологическом уровне нужно получить информацию о возрастной структуре “типичной семьи”, покупающей данный товар;
6) на географическом уровне надо получить информацию о географическом окружении, в котором живут основные группы потребителей данного товара. Аналогичным способом заполняют остальные ячейки информации. После того, как вся матрица будет заполнена, можно приступать к процессу отбора.
Последовательно заполнив колонки, просматриваем всю полученную информацию заново, и становится ясно, что следует исключить, а на что обратить особое внимание.
Международную маркетинговую систему можно представить в виде схемы (рис.3.11). На схеме видно, что из зарубежной среды (которую мы можем определить по матрицам поиска) на фирму поступает поток данных. Их сбор, обработка и оценка осуществляется на фирме.
Сбор Обработка Оценка
Рис.3.11. Международная маркетинговая информационная система
Официальная статистика составляет основу информации. Статистические данные могут подбираться для всех крупных рынков и стран и охватывать ряд аспектов, а именно:
* импорт и экспорт;
* внешние платежи;
* промышленное производство;
* каналы распределения;
* занятость населения;
* уровень доходов;
* схему потребления.
К сожалению, использование официальной статистики не всегда осуществимо, так как концепции подготовки статистических материалов, их группировка и представление не всегда одинаково стандартизированы в различных странах, даже в странах ОЭСР и ЕЭС. Различно качество материалов, а в некоторых странах статистическая служба находится под политической цензурой.
Другим важным источником информации могут быть отраслевые статистические материалы. Они часто подготавливаются нейтральной организацией или, например, известным адвокатом или бухгалтером. Все отраслевые предприятия представляют данные о производстве или продаже раз в месяц, и итоги всей отрасли подсчитываются и публикуются. На основе этой информации каждая фирма может видеть, как меняется ее положение. Для небольших и специализированных экспортеров эти данные имеют чрезвычайно важное значение. Поскольку официальная статистика существует только на обобщенном уровне, отраслевые статистические данные часто приведены очень подробно относительно видов товаров и продукции (при условии, что имеется более трех поставщиков). Это может дать предпринимателям возможность изучить небольшие и специализированные рыночные ниши, в которых они могут действовать.
Не менее важным источником информации в международном маркетинге являются файлы компаний, которые могут содержать разнообразные данные, начиная от производственных затрат, производительности и выпуска продукции согласно внутренним и внешним счетам и кончая статистическими данными о продажах и клиентуре. Ценность подобного рода информации особенно важна в развитии стратегической обратной связи.
Если лица, занимающиеся международным маркетингом, действительно хотят основательно щучить свои рынки и серьезно заниматься стратегическими вопросами, то им необходимо знать и понимать всю информацию о компании и использовать ее при комплексном планировании. В компаниях, ориентированных на зарубежный рынок, на маркетинговые отделы возлагают ответственность за то, чтобы они обеспечивали высшее руководство всей имеющейся информацией с комментариями. Это помогает всестороннему знанию положения компании и содействует хорошей подготовке специалистов по международному маркетингу.
Источники информации
Опыт экономически развитых стран показал, что информация - это почти всегда деньги, а своевременная информация - настоящее сокровище.
Информационный рынок России представлен множеством компаний, предлагающих различную экономико-политическую информацию разной степени детализации. При этом используют различные организационные формы и методы: информационные агентства, теле- и печатные дайджесты, агентства маркетинговых исследований, аналитические издания, информационные банки данных и т.д.
Наиболее распространены в России агентства маркетинговых исследований, предлагающие полный комплекс услуг в области маркетинга. Этот вид информационных компаний на российском информационном рынке сумел стать полезным крупным промышленным, финансовым и государственным предприятиям.