Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований
По результатам рядов динамики определяют темпы изменения экспорта (импорта) продукции, выявляют основные страны экспорта-импорта. Преобладание в составе экспорта на протяжении ряда лет какого-либо продукта позволяет судить о специализации страны как экспортера данного товара. Изменение удельного веса крупнейших статей экспорта и появление других статей указывает на переспециализацию. Структуру экспортных (импортных) поставок обычно представляют в виде табл.2.7.
Таблица 2.7
Структура экспортных / импортных поставок за ряд лет
Классифи- |
Вид | |||||||||
кационный |
продук- |
1990-96 |
1997 |
1998 |
1999 | |||||
код, рубрика |
ции |
Объем поста-вок |
Доля экспор-та,% |
Объем поста-вок |
Доля экспор-та,% |
Объем поста-вок |
Доля экспор-та,% |
Объем поста-вок |
Доля экспор-та,% | |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Примечание. *В графе “Объем поставок” указывается объем после “очистки”.
В графе “Доля экспорта” дается доля каждого вида продукции в общем объеме на уровне группы продукции. Аналогичные таблицы составляют и по импорту.
Сравнение структур экспорта-импорта показывает общий уровень развития национального производства и торговли.
На следующем этапе определяют более детальный профиль экспортной специализации и преимущественные валютные затраты на закупку продукции. Для выявления основных экспортеров-импортеров продукции на мировом рынке анализируют географию экспорта и импорта, что помогает определить основные рынки сбыта (табл.2.8).
Таблица 2.8
География экспорта / импорта продукции
Страна |
Объем экспорта | |||||||
(регион) |
Всего |
В 1990 году |
В 1991 году |
В . | ||||
млн нац. валюты |
доля страны,% |
млн нац. валюты |
доля страны,% |
млн нац. валюты |
доля страны,% |
млн нац. валюты |
доля страны,% | |
В таблицу заносят стоимостные “очищенные” объемы продукции в текущих ценах. “Очистку” объемов по странам проводят в тех же соотношениях, что и в целом по группам продукции.
Если объект анализа включает несколько видов продукции или группу продукции, целесообразно, кроме анализа географического распределения внешнеторговых потоков, провести анализ товарной структуры этих потоков по крупнейшим потребителям и поставщикам.