Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований
Поиск источников патентной информации подразумевает конкретизацию и приближение формулировки предмета поиска к специальным классификационным рубрикам. При определении предмета поиска по источникам торговой и промышленной статистики используются системы классификации, в которых товару присваивается определенный код (классифицируют товар, а не техническое решение).
Глубина поиска информации зависит от источников информации. Так, торговую, таможенную, промышленную статистику целесообразно анализировать на глубину 10-15 лет, что обусловлено необходимостью построения динамических рядов показателей, характеризующих состояние внешней торговли и национального производства. Отраслевую периодику достаточно рассматривать на глубину до 5 лет, а при подготовке прогнозной информации желательна глубина поиска не менее 10 лет.
Объектами таких исследований выбирают не менее 3-4 ведущих в данной области промышленно развитых стран. В процессе проведения всего комплекса работ выявляют основных продуцентов, представленных на рынках исследуемых стран, а также страны, в которые осуществляется устойчивый экспорт товара. По результатам проведенного анализа намечают предполагаемые рынки сбыта. Для потенциальных рынков проводят аналогичные исследования по схеме, представленной на рис 2.3.
Рис. 2.3. Схема обработки и сбора рыночной информации для проведения маркетинговых исследований
Обработка и анализ статистических внешнеторговых данных
Для многономенклатурных отраслей, к которым относится обрабатывающая, пищевая промышленности, основным показателем служит объем производства (внешней торговли) в денежном выражении. Данные в натуральном выражении приводятся лишь для важнейших продуктов, составляющих основу специализации отрасли. Все стоимостные показатели даются в текущих ценах.
Данные об объемах экспорта/импорта систематизируются в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Объемы экспорта / импорта за ряд лет
Классифика- ционный код, рубрика |
Наименование продукции (объекта исследования) |
Единицы измерения объемов продукции |
Доля объекта изучения в классификацион- ной рубрике |
Объем экспорта (импорта) | ||||
1990 |
1999 | |||||||
Данные |
Объемы |
Данные |
Объемы | |||||
статисти-ки |
после “очист-ки”* |
статисти-ки |
после очистки | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5.1 |
5.2 |
. |
n.1 |
n.2 |
Примечание. * Объем продукции после “очистки” определяется в соответствии с долей в рубрике (графа 4) (табл.2.5).
Чтобы проанализировать экспорт/импорт и определить тенденции их развития, необходимо построить динамические ряды, для чего следует получить данные за весь период без пропуска. При построении рядов динамики (табл.2.6) на основании индексов цен данные приводят к одному основанию - в сопоставимый вид.
Таблица 2.6
Тенденции экспорта / импорта за ряд лет
Показатели |
Годы | ||||
1985 |
1986 |
. |
1995 |
. | |
А |
1 |
2 |
. |
n | |
Наименование продукции | |||||
Текущие цены | |||||
Индекс цен | |||||
Неизменные цены |