Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований
*Примечание. Знак “+” обозначает целесообразность использования метода; знак “±” - возможность использования метода; знак “-”- невозможность (нецелесообразность) использования метода.
Одним из показателей эффективности информационной системы является точность (отношение числа выданных релевантных документов к числу выдач документов) и полнота (отношение числа выданных релевантных документов к числу релевантных документов в массиве) баз данных.
За рубежом создан и функционирует рынок информации и информационных услуг, представляющий собой сеть организаций, создающих и реализующих информацию, в том числе на ЭВМ. Формирование аналогичных баз данных в России в условиях развития рыночных отношений является первостепенной задачей. В этом процессе могут участвовать ( и начинают действовать) как государственные учреждения (Госкомстат), так и специализированные частные компании, подбирающие требующуюся информацию для пользователя.
При отсутствии на первоначальном этапе специальных маркетинговых служб, занимающихся сбором данных о сбыте, потребительском спросе, его изменениях, неудовлетворенном спросе, тенденциях формирования рынков, конкурентной среды, наиболее близки по направленности к решению этих проблем подразделения НТИ (научно-технической информации) крупных предприятий и отраслевых НИИ. В то же время, если систему НТИ можно считать в России относительно сложившейся, то обеспечение специалистов маркетинговой информацией требует создания системы маркетинговой информации как на концептуальном, так и на техническом уровне. Должен быть выработан комплексный подход к проблемам создания новых видов информационной продукции и услуг, а также освоены приемы комплексного воздействия на потребителей информационной продукции с использованием рекламы, выставок, личных контактов и других средств, требующих активной деятельности в заданных направлениях.
Поскольку основным условием международного маркетингового исследования является его систематичность, то для фирмы-исследователя важно создание баз данных. Выделяют следующие типы баз данных:
- систематические - включают исходные обзорные данные по широкому кругу общих вопросов;
- библиографические - служат каталогами опубликованных исследований и отчетов. Ссылки могут включать в себя разъяснение и анализ проведенных исследований;
- справочные - содержат сведения по указателям и каталогам справочных данных. В качестве примера можно привести популярную справочную базу Standart and Poor, содержащую данные по более чем 8000 корпораций;
- текстовые - содержат полные тексты оригинальных документов, статьи, газетные вырезки и прочее;
- базы данных on line - обеспечивают легкий и прямой доступ к общественной информации посредством компьютера.
Помимо этого в любой организации имеются программы для табулиро-вания и обработки данных:
SAS - система статистического анализа;
SPSS - статистический пакет для социальных наук;
ВМЗД, SYSTAT и др.
Виды и источники информации
Виды, источники информации, глубина поиска определяются целью исследования и его направленностью. Патентно-конъюнктурные исследования, составляющие часть маркетинговых исследований, проводятся с целью получения исходных данных для обоснованного выбора потенциальных рынков сбыта продукции, лицензиатов и лицензиаров для заключения соглашений, партнеров для кооперации, научно-технического сотрудничества или создания совместных предприятий. В процессе таких исследований обычно определяют характер и динамику экспортно-импортных операций на уровне изделия или группы изделий, изучают национальное производство, его объем, структуру, специализацию, определяют емкость исследуемых рынков.
Для выполнения указанных работ проводят следующие операции:
1) определяют объемы и географию экспорта (импорта) исследуемого изделия (групп, видов);
2) выявляют ведущие страны и фирмы-конкуренты;
3) оценивают патентную ситуацию;
4) анализируют производственные (объем и структура выпуска, использование производственных мощностей, фирменная структура производства, концентрация, специализация и эффективность производства) и финансовые возможности конкурирующих поставщиков;
5) изучают и устанавливают объемы потенциального спроса.
Международным исследованиям предшествует разработка регламента поиска, который представляет собой программу, определяющую область проведения поиска по фондам торгово-экономической, научно-технической и патентной информации. Составление регламента поиска подразумевает определение предметов поиска и классификационных рубрик, глубины поиска, выбор стран поиска и источников информации.