Маркетинговые исследования потребителей туристических услуг
Выделяются 2 вида потребностей:
1. Природные и физиологические – объективно-необходимые (еда, питье, отдых, жилье, сон и др.)
2. Приобретенные потребности – субьективные, зависящие от
собственного жизненного опыта человека и окружающего общества.
Потребности в современный период достаточно противоречивы. Люди предпочитают отдых в изоляции или в гуще событий, оседлый или подвижный, пассивный и активное проведение свободного времени, отпуск по определенной программе или «дикарем» и т.д.
Какие же потребности и мотивы наиболее часто выражает клиент при решении о покупке?
1. Рациональные, связанные с экономной тратой денег, комфортом, разумным сочетанием цена-качество услуг, возможностью выгодных покупок, удовлетворением профессиональных или личных интересов, а так же безопасностью, репутацией фирмы и др.
2. Эмоциональные или реализация определенных целевых установок: давнишняя мечта, новизна и разнообразие впечатлений, независимость от родителей (детей, одного из супругов), возможность приключения, риска, лидерства в новой группе, выражение собственного "Я" или наоборот - имитация поведения кумира.
З. Престижность услуги, которая диктуется:
· стремлением принадлежать к определенной социальной группе;
· желанием
быть замеченным, выделенным из толпы, привилегированным.
4. Честолюбие. Желание выставить напоказ свои успехи, добиться признания: статуса в обществе, материального достатка, хорошего вкуса, воспитания, образования, развития личности, качеств добродетели.
3. Факторы, влияющие на потребителей туристических услуг
На поведение покупателя на рынке влияют факторы маркетинга и факторы среды.
Факторы маркетинга
- это комплекс маркетинга: ценовая, товарная политика, система стимулирования сбыта, продвижения и предложения (распределения) услуг потребителю.
Факторы среды
- внешние и внутренние.
Внешние факторы: экономические, политические, географические, социальные и культурные.
Внутренние характеризуются факторами, присущими конкретной личности (возраст, род деятельности, экономическое и социальное положение, образ жизни, увлечения, тип личности и др.).
И внешние и внутренние факторы влияют на выбор:
· типа предлагаемых услуг;
· места их приобретения;
· суммы, которую готовы (или не готовы) заплатить за услугу.
4. Типы туристов
Выделяют следующие типы туристов:
à 4.1. По степени мобильности
а) оседлый тип характеризуется небольшими или средними доходами людей со средним, среднетехническим образованием, возраст - за 60 лет или молодежь до 22 лет. Предпочитают отдых со средней категорией удобств и комфорта, приобретают мелкие сувениры, предпочитают недорогие экскурсии, путешествуют на близкие или средние расстояния, резко отрицательно реагируют на повышение цен, не отличаются особым любопытством.
б) оседло-мобильный тип - может сочетать отдых с открытием чего-либо нового (студенты вузов, преподаватели, люди с высшим образованием и представители свободных профессий - художники, поэты, скульпторы, лекторы и т. д.; возраст 25-50 лет, предпочитают спортивные занятия, экскурсии, памятные, исторические места и общение с местным населением. Любят фотографировать(ся), снимать на видео, легко предпринимают поездки на дальние расстояния по продолжительности не менее недели.