Маркетинговые исследования потребителей туристических услуг
План
1. Ориентация на потребителя - основной принцип маркетинга
2. Потребности и мотивы, их виды
3. Факторы, влияющие на потребителей туристических услуг
4. Типы туристов:
4.1. По степени мобильности;
4.2. По характеру предпочтений отдыха;
4.3. По образу жизни.
5. Процесс принятия решения о покупке туристических услуг
1. Ориентация на потребителя - основной принцип маркетинга
Анализ рыночных возможностей
фирмы завершается предложением туристического продукта. Потребитель, который приобретает продукт по собственному усмотрению, является ориентиром и показателем того, что необходимо предлагать продавцу на рынке и на сколько эффективно удовлетворяются нужды и запросы клиента. Именно поэтому изучение потребителей, выявление основных мотивов приобретения туруслуг, анализ потребительского поведения в такой специфической
сфере как туризм, можно назвать важнейшим направлением маркетинговых исследований.
Правильное понимание нужд и запросов потребителей позволяет:
1. Прогнозировать потребности.
2. Выявлять услуги, пользующиеся наибольшим
спросом.
3. Улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями.
4. Приобретать
доверие потребителей за счет понимания их запросов.
5. Понимать мотивы решения потребителей о приобретении услуг.
6. Выяснять источники информации для принятия решения о покупке.
7. Создавать систему обратной связи с потребителями услуг.
8. Налаживать эффективную и системную работу с клиентами.
Формирование правильного понимания потребителей в маркетинге исходит из следующих принципов:
1. Потребитель независим, его поведение ориентируется на определенную цель, он имеет
свободу выбора и ищет реальную
выгоду.
2. Поведение потребителя постигается с помощью исследований.
3. Поведение потребителя социально объективно.
Таким образом, роль маркетинга в изучении потребителей сводится к исследованию:
1.Факторов, влияющих на поведение клиента;
2. Мотивов поведения и принятия решения клиентом;
3. Процесса принятия решения о приобретении туристических услуг.
2. Потребности и мотивы, их виды
Исследование потребностей и мотивов поведения позволяет определить основные типы туристов, их интересы в поисках выгод, которые они надеются получить от потребления туристического продукта, а так же проследить изменения в поведении клиентов. Исследование мотивов осуществляется всякий раз, когда необходимо объяснить поведение либо отдельного индивида, либо группы людей для того, чтобы вызвать у них желание совершить ту или иную покупку. При этом необходимо знать следующее:
1. Как воспринимается туристом предложение услуги (+ или -)
2. Факторы, стимулирующие и тормозящие развитие спроса на услуги.
3. Реакция на оказание услуги после путешествия.
Таким
образом, проблема изучения потребностей и
мотивов потребления туристического продукта должна проводиться систематически и внимательно, так как это позволяет выявить услуги, наиболее отвечающие рыночным
запросам или те, которые подвержены (или не подвержены) сильной конкуренции с целью совершенствования работы фирмы.