Маркетинговые исследования туристического рынка
Вывод -
проводя исследование факторов макросреды следует иметь ввиду два принципиальных момента:
1. Bce факторы макросреды тесно связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому их следует рассматривать комплексно.
2. Различные факторы макросреды имеют различное влияние на фирмы в зависимости от их размеров, территориальной расположенности, особенностей деятельности. https://kak-spasti-mir.ru/kategorija-6-voprosy-po-transportnoj-bezopasnosti/
Непосредственное окружение
– составляющие внешней маркетинговой среды, с которыми туристическое предприятие непосредственно взаимодействует: потребители, конкуренты, смежники (предприятия: средств размещения, питания, торговли, транспортные, экскурсионные бюро), посредники (турагентства, представительства и др.) и контактные аудитории: финансовые структуры (банки, инвестиционные фонды, страховые организации и др.); СМИ; общественные организации; кадровый персонал, отношение которого к работе зависит от их мнения о фирме.
2. Туристический рынок, его классификация
Туристический рынок
– общественно-экономическое явление, механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения для обеспечения процесса купли-продажи туристического продукта в данное время и в определенном месте.
Особенности функционирования рынка туризма в следующем:
1) основной предмет купли - продажи - услуги;
2) в механизм туристического рынка включены продавцы, покупатели и значительное количество посредников;
3) большое разнообразие клиентов по материальным возможностям, возрасту, целям, мотивам, интересам;
4) спрос на туруслуги отличается эластичностью, индивидуальностью, высокой степенью дифференциации, большой замещаемостью, отдаленностью по времени и месту от предложения;
5) туристическое предложение отличается высокой фондоемкостью отрасли, комплексным характером обслуживания, использованием природного фактора, низкой эластичностью.
Признаки классификации туристического рынка
1. По территориальному охвату выделяют рынки туризма:
- пригородный;
- внутрирегиональный;
- внутригосударственный;
- международный.
2. По использованию транспортных средств:
- рынок автомобильного туризма;
- рынок железнодорожного туризма;
- рынок авиатуризма;
- рынок водного туризма,
3. По виду путешествия:
- рынок индивидуального туризма;
- рынок группового туризма;
4. По цели путешествия:
- рынок рекреационного туризма (отпускной, лечебный, познавательный, спортивный, этнический и др.);
- рынок делового туризма;
- рынок научного туризма.
5. По содержанию маркетинговой деятельности:
- целевой;
- бесплодный (не имеющий перспектив);
- основной (где реализуется основная часть услуг);
- дополнительный (реализуется некоторая часть услуг);
- растущий (имеющий реальные возможности для роста продаж);
- прослоечный (коммерческие операции не стабильны, может быть как основным, так и бесплодным).
6. По качественной структуре рынок бывает:
- потенциальный (100%), где клиенты проявляют интерес к приобретению туристических услуг;
- действительный (40%) - клиенты интересуются и покупают туристическую услугу, так как платежеспособны;
- квалифицированный (20%) - это действительный рынок минус клиенты, не реализовавшие заинтересованность в туруслугах;
- обслуживаемый (10%) - потребители выбирают услуги фирмы из всего разнообразия предлагаемых услуг, в том числе и конкурирующих фирм;
- освоенный (5%) - клиенты предпочитают услуги только данной фирмы (приверженцы).
3. Оценка конъюнктуры рынка
Конъюнктура рынка -
экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимоотношения факторов и условий, определяющих отношение спроса и предложения на туристические услуги, а также уровень и динамику цен на них.
Конъюнктуру туристического рынка характеризуют:
1) соотношение спроса и предложения туристических услуг,
2) уровень цены;
3) состояние конкуренции и барьеры для входа на рынок;
4) степень государственного регулирования данного рынка;
5) коммерческие условия реализации туруслуг;
6) наличие сезонных колебаний спроса и др.
Основные методологические требования к оценке конъюнктуры:
1. Учет взаимосвязи явлений экономической жизни;
2. Тенденции развития конъюнктуры на одних рынках механически переносить на другие, даже смежные.
3. Неустойчивость конъюнктуры и отсутствие стабильности на рынках вызывает необходимость обеспечения постоянного наблюдения за ними.
4. Определение емкости рынка
Емкость рынка - это объем реализуемых туруслуг в течение определенного промежутка времени, как правило, за год.
Емкость рынка рассчитывается как в натуральном выражении (количество обслуженных туристов), так и в стоимостном (объем денежных поступлений от туристов). Формула емкости рынка (авторская):