Маркетинговые исследования туристического рынка
План
1. Исследования маркетинговой среды предприятия:
1.1. Внутренняя (микросреда);
1.2. Внешняя (макросреда и непосредственное окружение)
2. Туристический рынок, его классификация
3. Оценка конъюнктуры рынка
4. Определение емкости рынка услуг
5. Конкурентная среда туристического предприятия
6. Анализ конкурентной среды туристического предприятия
7. Особенности освоения рынка в туризме:
7.1. Центры туристической информации
7.2. Виды и содержание туристической документации
1. Исследования маркетинговой среды предприятия
Туристическое предприятие работает в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся как внутри, так и вне его. Совокупность этих отношений и есть
маркетинговая среда предприятия. Для того, чтобы выработать и реализовать маркетинговую стратегию предприятия, необходимо иметь представление о внутренней и внешней средах предприятия и о тенденциях их развития.
1.1. Внутренняя среда (микросреда)
-
часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Эта среда заключает в себе потенциал, который позволяет предприятию функционировать в рыночном пространстве на определенном промежутке времени.
Внутренняя среда изучается по направлениям:
- кадры – мотивация труда и квалификация работников, обучение по специальности, возможность карьерного роста, оценка результатов труда и его стимулирование, сохранение хороших отношений между работниками;
- организация управления фирмой - организационная структура и стиль управления, коммуникативные связи, нормы и правила работы, распределение прав, функций, обязанностей и ответственности, иерархия подчинения;
- финансы - поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей;
- маркетинговая политика - разработка стратегий: продуктовой, ценовой, сбытовой, коммуникационной.
Вывод
. Таким образом, цель исследования внутренней среды - определение сильных и слабых сторон фирмы с тем, чтобы использовать сильные стороны в своем развитии и усиливать слабые. Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования турпредприятия. Но она может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
1.2. Внешняя среда
- совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макросреды (макроокружение) и непосредственного окружения.
Макросреда
определяет условия, в которых функционирует предприятие. В большинстве случаев макросреда не создает какие-либо специальные условия для работы отдельного предприятия, а одинаково влияет на деятельность каждого из них. Но, зная условия макросреды, каждое предприятие может их учитывать с целью координации своей деятельности.
Факторы макросреды маркетинга туристического предприятия
Демографические
|
Экономические Научно-технические
Природные Политико-правовые
Социально-культурные
Демографический фактор – численность и национальный состав населения, размещение по регионам, возрастная структура с выделением трудоспособных, детей, учащихся, пенсионеров, количество и численность семей, городское и сельское население (урбанизация).
Экономический фактор -
размер доходов, расходов и сбережений населения по социальным слоям и профессиям, платежеспособность, уровень качества жизни, инфляция, занятость и безработица.
Природные факторы для туристических предприятий весьма существенны - рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, экология, климат, топография, флора и фауна.
Социально-культурные факторы -
бытовые нормы и правила поведения, принятые в обществе, социальные правила, духовные ценности, культурное национальное наследие, этнические и этические основы и т.д.
Научно-технические факторы - развитие науки и техники, что позволяет разрабатывать новые виды услуг и сбывать их, совершенствуя обслуживание клиентов.
Политико-правовые факторы - правовая защищенность интересов фирмы и клиента, политическая ситуация в стране, таможенные и визовые режимы.