Ценообразование и методы оценки объектов интеллектуальной собственности
Z2
´
R2
´
КД2 + .+ Vtk
´
Ztk
´
Rtk
´
КДtk , ( 5 )
где Ср-расчетная цена лицензии за период Т, приведенная к расчетному году; Vt - объем продукции, изготовленной (реализованной) на основе ОИС в году t; Zt – продажная цена на базе ОИС в году t; Rt - размер роялти в году t расчетного периода Т (во многих случаях берется одно значение роялти в течение расчетного периода Т); КДt – коэффициент дисконтирования в году t.
Размер роялти рассчитывают по формуле
Д*
D
П
R = Z , ( 6 )
где Д составляет 10 – 30%.
Затратный метод
В основе этого метода лежат фактические расходы на создание, приобретение и использование ОИС за прошедший расчетный период. Это обеспечивает точность и достоверность расчетов, так как используется документальная информация. Однако такой метод в отношении ОИС имеет ограниченное применение, поскольку в нем не учитывают научно-техническую и коммерческую значимость, которая может быть выявлена при использовании ОИС. Затратный метод может использоваться для целей инвентаризации, балансового учета и в некоторых случаях для коммерческого использования нововведений.
Методы расчета цены лицензии
При определении размера лицензионного вознаграждения лицензиару и лицензиату следует учитывать следующие факторы, влияющие на цену лицензии:
1) научно-техническую значимость и коммерческие возможности использования нововведения, степень разработки изобретения, технические решения или промышленное использование;
2) размер капиталовложений, необходимых для производства продукции по лицензии;
3) правовую охрану изобретения;
4) территорию договора, т.е. перечень стран, в которых разрешено использование лицензии;
5) исключительность лицензии (объем предоставляемых лицензиату прав);
6) расходы на собственные НИОКР при разработке новой технологии;
7) виды платежей за лицензию и другие условия.
В международной лицензионной торговле наиболее широко используют два метода расчета цены лицензии: на основе размера прибыли лицензиата и на базе роялти.
Определение цены лицензии на основе размера прибыли лицензиата
На размер прибыли лицензиата влияют такие показатели, как объем произведенной продукции и прибыль от реализации на рынке каждой единицы этой продукции. Исходя из этого, расчетную цену лицензии Ср определяют следующим образом:
Ср = В
´
Т
´
D
П
´
Д, ( 7 )
где В – среднегодовой выпуск продукции по лицензии в период действия договора (шт, кг, и т.п. ); DП – дополнительная прибыль от реализации каждой единицы продукции, изготавливаемой по лицензии.
D
П = П1 – П2 = (Z1 – С1) - (Z1 – С1), ( 8 )
где П1, Z1, С1 – соответственно прибыль, продажная цена, себестоимость единицы продукции, выпускаемой с использованием лицензии; П2, Z2, С2 – соответственно прибыль, продажная цена, себестоимость единицы продукции, выпускаемой по действующей у лицензиата технологии.
Если лицензиатом создаются новые для него товары, то
D
П = П1.
Д – коэффициент, определяющий распределение прибыли от использования лицензии между лицензиатом и лицензиаром. Он означает долю лицензиара в этой прибыли ( в процентах ), которая в среднем составляет 10-30%.
Определение цены изделия на базе роялти
Роялти – это выплачиваемое лицензиару вознаграждение в виде процентных отчислений или фиксированной суммы от стоимости реализуемой лицензиатом продукции, изготовленной по лицензии.
Сущность роялти R выражена формулой
D
П
R = Д * Z . ( 9 )
То есть роялти представляет собой отношение выплачиваемой лицензиару части ( Д ) дополнительной прибыли с единицы изготавливаемой по лицензии продукции ( DП ) к продажной цене этой продукции ( Z ).
Применяемые расчетные параметры имеют различные значения для каждого года действия лицензионного договора. С учетом этого расчетную цену лицензии на базе роялти рассчитывают по формуле
Т=tк
Ср =
å
Vt * Zt * Rt , ( 10 )
Т=1
где Vt - объем ожидаемого выпуска продукции по лицензии в году t ( шт, кг и т.п. ); Zt – продажная цена продукции, изготовленной по лицензии в году t; Rt - размер роялти в году t, %; Т – срок действия лицензионного договора.