Ценообразование и методы оценки объектов интеллектуальной собственности
Неизбежное для рынка использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в национальной экономике и внешнеэкономической деятельности ставит перед отечественными предпринимателями сложную задачу установления цены на ОИС.
В отличие от традиционных товаров, которые имеют определенную цену при заключении по ним коммерческих сделок, цена на ОИС может быть определена лишь посредством детального вычисления и согласования условий использования и объема продаваемых прав. Ранее были рассмотрены экономическая сущность и специфика объектов лицензий как товаров, особенности их стоимости и потребительной стоимости. Определение стоимости товаров ОИС должно базироваться на оценке степени реализации потенциальной стоимости интеллектуальной собственности их пользователями, т.е. экономическом эффекте от использования нововведений. Этот эффект определяется как разность между суммарными поступлениями денежных средств от использования нововведения и суммарными расходами на их приобретение, внедрение и использование ОИС за определенный период времени. Таким образом, материальной базой для определения стоимости ОИС – товаров является экономический эффект (доход, прибыль) от их использования. При этом ценой, по которой ОИС может быть реализован на рынке, является та доля прибыли от его использования покупателям на своих предприятиях, которую он должен передать продавцу нововведения.
Виды стоимости
При определении стоимости ОИС анализируются его научно–техни-ческие, коммерческие и правовые характеристики, цели, условия и результаты использования, полученные посредством маркетинговых и патентных исследований.
В международной практике при оценке ОИС получили распространение следующие виды стоимости:
Рыночная стоимость ОИС – выраженные в денежной форме сумма и условия, на которых возможно приобретение данного ОИС в условиях свободной конкуренции на рынке интеллектуальной собственности и полной информированности сторон об условиях использования ОИС её покупателем. Определяется путем изучения цен и коммерческих сделок на ОИС - аналоги, проведения маркетинговых и патентных исследований.
Расчетная стоимость ОИС. Это цена и условия, определенные и удостоверенные субъектами оценочной деятельности с использованием соответствующих методов оценки ОИС и доступной информации. Она означает для продавца минимальную, а для покупателя максимальную цену, снижение или повышение которой делает эту сделку для них неэффективной.
Договорная стоимость ОИС - это цена и условия, зафиксированные в договоре участниками коммерческой сделки. Определяется в результате переговоров сторон, исходя из предложений продавца и покупателя, в основе которых лежат расчетные цены.
Реализационная стоимость ОИС - это суммарные платежи, полученные продавцом за весь срок действия договора. Определяется по истечении срока договора.
Балансовая стоимость ОИС определяется на основе затрат на создание, охрану и использование ОИС и отражена на балансе предприятия.
Инвестиционная стоимость ОИС - стоимость используемого инвестором или группой инвесторов ОИС в конкретном инвестиционном проекте.
Ликвидационная стоимость ОИС - цена, назначенная за ОИС при продаже предприятия в случае, если данный объект больше не будет использоваться ни на продаваемом предприятии, ни в другой организации. В противном случае оснований для его оценки по ликвидации нет.
Коммерческое предложение продавца ОИС – цена и условия продавца, на которых он готов уступить ОИС или предоставить права на его использование.
Коммерческое предложение покупателя ОИС – цена и условия покупателя, на которых он готов приобрести ОИС или права на его использование.
Два последних вида являются основой двусторонних переговоров по согласованию договорной стоимости ОИС, которая включается в договор.
В табл. 5.1 представлены методы оценки ОИС, методы расчета цены лицензии. Далее более подробно остановимся на некоторых из них.
Таблица 5.1
Ценообразование и методы оценки ОИС
Методы оценки ОИС |
Методы расчета цены лицензии |
Виды платежей за лицензии |
1. Доходный метод |
1.Определение цены лицензии на основе размера прибыли лицензиата |
1. Платежи на базе роялти |
2. Рыночный метод |
2. Паушальные платежи | |
3. Затратный метод |
2. Определение цены лицензии на базе роялти |
3. Комбинированные платежи |