Прикладной международный маркетинг: международная торговля лицензиями
Строительство заводов “под ключ”. При такой форме обмена технологией передающая сторона берет на себя обязанности генерального подрядчика и ответственность за весь цикл строительства объекта. Такое строительство является высокоэффективной формой передачи с точки зрения внедрения технических новшеств и ликвидации отстаивания в определенных отраслях техники. Однако создание таких объектов связано со значительными единовременными платежами.
Франчайзинг - это специальная форма лицензирования, представляющая собой систему по продаже товаров, услуг и технологий, основанную на частном сотрудничестве независимых в юридическом и финансовом отношениях предприятиях. По контракту на франчайзинг компания - владелец технологии разрешает своему иностранному контрагенту использовать ее широко известное наименование при условии, что он будет сбывать продукцию этой компании, получая в качестве компенсации техническую и коммерческую помощь, консультации и т.д.
Лизинг представляет собой передачу в долгосрочную аренду дорогостоящих машин, оборудования, транспортных средств, приборов и т.п. Арендатор получает постоянную техническую помощь со стороны арендодателя в виде обслуживания, консультаций. Благодаря лизингу предприниматель, не имеющий значительных свободных средств, получает возможность пользоваться современным оборудованием и передовой технологией. Однако при длительной аренде общие затраты по арендной плате могут превысить стоимость предмета аренды.
Производственная кооперация (сотрудничество партнеров) осуществ-ляется на основе совместных исследований и разделения труда в производстве отдельных деталей, узлов, компонентов с последующими взаимодополняющими поставками, совместным маркетингом и сбытом продукции при сохранении юридической независимости партнеров.
Совместные предприятия, как правило, являются ассоциацией самостоятельных предприятий и предполагают совместное управление, собственность на капитал и распределение прибылей и убытков.
Совместные НИОКР на коммерческой основе позволяют партнерам снизить затраты на решение различных научно-технических и производственных проблем.
Выбор того или иного вида передачи технологии не может осуществляться без анализа и оценки уровня, научно-технической и коммерческой значимости передаваемой технологии, а также учета стадии и развития. В этой связи имеют значение следующие виды технологий, соответствующие этапам их “жизненного цикла”: уникальная (I этап), прогрессивная (II этап), традиционная (III этап) и морально устаревшая (IV этап).
К уникальным технологиям принадлежат изобретения и другие научно-технические разработки, которые защищены патентами или содержат ноу-хау, делающие невозможным их использование конкурирующими фирмами. Эти технологии обладают новизной, изобретательским уровнем и могут быть использованы в производстве на условиях исключительных монополий.
К прогрессивным технологиям относят разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами.