Прикладной международный маркетинг: международная торговля лицензиями
Товарная масса рынка лицензий – это большое количество изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем и других объектов интеллектуальной собственности, рассредоточенных по многим государственным и общественным организациям, крупным и мелким фирмам, частным предпринимателям и отдельным владельцам, права на использование которых предлагаются на внутреннем и международном рынках. Сформировавшийся мировой рынок лицензий сходен с традиционными товарными рынками и несмотря на специфику отвечает всем критериям, присущим товарным рынкам.
По аналогии с традиционными товарными рынками мировой рынок лицензий представляет собой систему экономических отношений между продавцами и покупателями прав на использование научно-технических достижений, обладающих общим свойством интенсифицировать процессы труда и средства производства, приносить дополнительную прибыль при их промышленном применении и имеющих единую форму обращения на рынке. Отличительной чертой мирового рынка лицензий в сравнении с другими товарными рынками является его универсальность, органическая связь со всеми отраслями производства. Однако развитие отраслевых рынков лицензий происходит неравномерно, при этом наиболее высокие темпы наблюдаются в наукоемких отраслях производства – электронике, машиностроении, химии, ракетно-космической отрасли, легкой и пищевой промышленности. Международная торговля лицензиями сосредоточена преимущественно в промышленно развитых странах, на долю которых приходится более 98% всех продаж и свыше 90% всех закупок лицензий. Под воздействием политических, экономических и географических факторов в мировом хозяйстве сформировались основные центры международной торговли лицензиями. Это США, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия, развивающиеся страны.
Становление российского рынка лицензий связано с переходом народного хозяйства к рыночным условиям его ведения и принятием нового законодательства в области патентно-лицензионной деятельности. С этим, безусловно, связано становление внутренней торговли лицензиями в России, однако этот процесс не следует отождествлять с формированием российского национального рынка лицензий, поскольку в понятие национального рынка лицензий как системы экономических отношений при коммерческом обмене правами на использование объектов интеллектуальной собственности входит как внутренняя, так и внешняя торговля данными объектами. То есть рынок лицензий любой страны включает все лицензионные операции, осуществляемые физическими и юридическими лицами данной страны как с национальными, так и с зарубежными контрагентами. Торговля лицензиями в России преимущественно концентрируется в средне- и низкотехнических отраслях производства: строительство и строительные материалы, легкая и пищевая промышленность, химия и нефтехимия, медицина, машиностроение, энергетика и электроэнергетика. Этим российский рынок существенно отличается от рынков лицензий промышленно развитых стран, для которых характерно преимущественное развитие лицензионной торговли в наукоемких отраслях: аэрокосмическая, ЭВМ и оргтехника, электроника, фармацевтика, химия, машиностроение, автомобилестроение. Из-за различий в отраслевой структуре российского и мирового рынка лицензий возникают определенные трудности для продажи отечественных разработок на внешнем рынке.