Прикладной международный маркетинг: международная торговля лицензиями
На внутреннем рынке доминируют лицензионные договоры на изобретения, а сделки на полезные модели и промышленные образцы практически отсутствуют. Отличительной чертой российского внутреннего рынка лицензий в сравнении с подобными в других странах является то, что территория, где действуют предоставляемые лицензиатом (покупателям) права (лицензии), как правило, ограничивается зоной действия патента (Российская Федерация) и странами СНГ. Они не предусматривают исключительных или неисключительных прав российских лицензиатов экспортировать производимую по лицензиям продукцию в страны дальнего зарубежья. Предоставление таких прав, выходящих за пределы зоны действия патентов, широко используется в мировой лицензионной практике. При включении в лицензионные договоры права лицензиатов на экспорт производимой по лицензии продукции в другие страны эти договоры не переходят в категорию международных, они остаются внутренними.
На российском рынке более одной трети всех лицензий предоставляется на срок действия патентов, что не соответствует международной практике заключения договоров.
С самого начала внутренний рынок лицензий формировался преимущественно за счет физических лиц и частных предпринимательских структур. На их долю приходится 56% всех заключенных лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент.
Основными продавцами лицензий на внутреннем рынке России выступают частные лица и негосударственные организации, доля которых составляет 72%. Несколько иначе выглядит покупка лицензий. Лицензиатами являются преимущественно юридические лица (84%), в том числе государственные организации и предприятия (62%) и частные предпринимательские структуры (22%).
Сейчас в РФ сложилась парадоксальная ситуация, когда государство осуществляет контроль и обязательную регистрацию всех заключенных внутренних лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент, а вместе с тем аналогичные внешние коммерческие сделки с зарубежными фирмами не контролируются и не регистрируются. В России практически отсутствует порядок регулирования процедуры заключения, одобрения и регистрации соглашений и контрактов на закупку иностранной наукоемкой технологии. Поэтому нередко заключаются договоры и контракты на закупку технологии с невысоким техническим уровнем и эффективностью, нарушением экономических нормативов, неоправданными расходами и предоставлением зарубежным лицензиатам преимуществ, противоречащих антимонопольному законодательству страны. Для того чтобы национальный рынок лицензий обрел цивилизованную форму, необходимо создание единой системы государственного регулирования обмена лицензиями в стране, принятие соответствующих законодательных и нормативных актов.
Специфика лицензий как товаров
Подход к проблеме происхождения международного обмена лицензиями с исторических позиций лишь подтверждает закономерность его появления в товарной форме, но не дает детального представления об экономическом содержании лицензионных сделок.
Лицензия определяется как разрешение или право, выдаваемое на использование защищаемых охранными документами изобретений, полезных моделей, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.