Система маркетинговых исследований в международном маркетинге
В 1879 году рекламное агентство N.W.Ayer and Son провело почтовый опрос государственных чиновников, работающих в сфере сельского хозяйства. Это событие может трактоваться как первое прикладное маркетинговое исследование на территории США. Спустя несколько десятилетий, в 1911 году компания Curtis Publishing Company основала первый в истории отдел маркетинговых исследований, а еще через несколько лет подобные отделы появились в компаниях Swift and Company и U.S.Rubber Company. В это же время подобные службы стали организовывать в транснациональных корпорациях, что привело к расширению поля исследования до интернациональных масштабов. На сегодняшний день более 73% всех крупных компаний официально имеют в своей структуре такие подразделения.
Широкое распространение маркетинговых исследований обусловило необходимость унификации процедуры их проведения и введение в действие международного Кодекса МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований.
Первый Кодекс был издан в 1948 году, последний пересмотрен в 1972 году Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга (ЕСОМАР). Появление первого кодекса повлекло за собой разработку целого ряда кодексов, подготовленных национальными организациями, занимающимися маркетинговыми исследованиями. В 1971 году Международная Торговая Палата, проанализировав и отобрав наиболее рациональные положения существующих кодексов, опубликовала свой Международный Кодекс. Однако из-за бурного развития и совершенствования в 1970-е годы технологии проведения маркетинговых исследований возникает необходимость пересмотреть два параллельно существовавших паритетных Кодекса и подготовить единый Международный кодекс МТП и ЕСОМАР (1974-1976 годы). В некоторых странах действуют также национальные кодексы, принимающие во внимание специфику этих государств.
При проведении маркетинговых исследований как на локальном, так и на международном рынке компания в своей деятельности базируется на положениях настоящего Кодекса, учитывая национальные кодексы.
Появление настоящего Кодекса позволило систематизировать и стандартизировать основные понятия маркетингового и социологического исследования. Так, согласно кодексу под термином “маркетинговые исследования” понимают систематический сбор и объективную запись, классификацию, анализ и предоставление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям отдельных личностей и организаций в контексте их экономической, общественной и политической деятельности.
Термин “исследователь” определяет любую личность, компанию, группу, государственный или частный институт, отдел, подразделение, которые прямо или косвенно проводят маркетинговые исследования, готовят обзоры, разрабатывают проекты или предлагают свои услуги в данной области. Исследователем по кодексу может быть также любой отдел, служба, являющиеся частью организации “клиента”.
Термином “клиент” определяется любая личность, компания, группа, частная или государственная организация, отдел, которые полностью или частично поручают, просят, дают полномочия или согласие на проведение маркетинговых исследований, а также предполагают поручить провести их.
Информатор - любая личность, группа или организация, у которой исследователь получает информацию в целях осуществления проекта маркетингового исследования, подготовки образа и т.д., независимо от типа информации, а также метода и техники ее получения.