Экономическое содержание конкурентоспособности банка и управление ею
Таблица 1 - Обзор определений понятия «конкурентоспособность предприятия»
Определение |
Автор |
Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
Донцова Л.В. |
Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов |
Рубин Ю.Б. |
Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала) |
Джакот Д.Х. |
Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки |
Багиев Г.Л. |
Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. |
Фатхутдинов Р.А. |
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности |
Мескон М.Х. |
Конкурентоспособность предприятия – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции |
Яшин Н.С. |
Примечание – составлена автором на основе источников [14; 19] |
На основе данных из таблицы 1 можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентной продукции.
Оценка возможностей банка позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунок 3).
Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности
Как видно из рисунка 3 по каждой оси многоугольника для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных банков, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Однако нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств услуги. Если бы на рынке не было конкурентов, с услугами которых клиент банка сравнивает услуги банка, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности. Комплекс конкурентоспособности услуг состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.