Экономическое содержание конкурентоспособности банка и управление ею
Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:
- конкурентоспособность – это привлекательность услуг для потребителя;
- задаваемая величина, при создании новых услуг;
- отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида услуг;
- относительная величина, получаемая при сопоставлении с услуг основных конкурентов по всем характеристикам в определенный промежуток времени;
- прогнозируемая, математическая величина.
Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, маркетинг. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность услуг и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность услуг [17, с. 56].
Наиболее системно понятие конкурентоспособности трактуется Л.П. Кураковым: «Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [18, с. 512].
Однако в этих и многих других концепциях понятие конкурентоспособности практически не связывается с регионом, хотя рейтинговые оценки по отдельным показателям распространены довольно-таки широко.
В настоящее время в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех экономических процессов, понятие конкурентоспособности распространяется не только на банки, но и на регионы [19, с. 49].
Конкурентоспособность банка во многом определяется конкурентоспособностью его услуг. Обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии благополучного развития банка. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности банка остаются не до конца решенными.
Достижение целей повышения благосостояния граждан и устойчиво высоких темпов роста возможно при условии значительного повышения уровня конкурентоспособности Казахстана, для чего необходимо обеспечить:
- конкурентоспособность государственного управления (государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью):
- конкурентоспособность бизнеса – рост эффективности производства (в том числе энерго-эффективности и производительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса «из тени», повышение качества корпоративного управления;
- конкурентоспособность «человеческого капитала» – формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, создание современной системы здравоохранения, а также модернизация системы социальной поддержки населения, обеспечение ее адрессности.
В качестве оказываемых услуг выступают банки, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки, за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности услуг составляет уровень банка. В этой связи рассмотрим понятие «конкурентоспособность банка» [19, с. 81].
Понятие «конкурентоспособность банка» в экономической литературе, чаще всего, сводится к способности банка производить конкурентоспособные услуги.