Персонал торгового предприятия – важнейший фактор успешных продаж
Деловая этика – система моральных принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в профессионально-деловой сфере.
Этические нормы в торговой организации – совокупность требований, которые предъявляются к поведению и взаимоотношениям всех сотрудников торгового предприятия; их соблюдение создает в магазине атмосферу, стимулирующую покупательские решения, обеспечивающую успешные продажи.
Деловая этика – рассматривает принципы, нормы и правила поведения человека в деловой сфере, требования морального характера, предъявляемые ему как к работнику, специалисту, представителю определенной профессии.
Деловая этика позволяет регулировать взаимоотношения людей в процессе труда, добиваться большей согласованности и слаженности производственных усилий.
В любой сфере трудовой деятельности большое значение имеют этические нормы и требования. Однако они особенно важны там, где работники находятся в постоянном, интенсивном и непосредственном общении.
Следует различать три направления таких взаимоотношений:
• отношения работодателей к работникам;
• отношения работников к работодателям;
• отношения рядовых сотрудников друг к другу.
Поэтому этические нормы и правила торговой организации целесообразно распределить на соответствующие три группы.
Этика взаимоотношений «сверху-вниз»
• уважение законных прав работника;
• соблюдение работодателем трудового законодательства;
• защита чести и достоинства, деловой репутации каждого сотрудника;
• объективная оценка труда продавца;
• невмешательство в частную жизнь работника;
• недопустимость сексуальных домогательств;
• сочетание требовательности и справедливого, доверительного отношения к работнику;
• признание его индивидуальности, неповторимости как личности.
Этика взаимоотношений «снизу-вверх»
• уважительное отношение продавца к руководителям;
• поддержка авторитета руководства;
• признание за руководителем права ставить пред командой цели и задачи, выдвигать требования;
• добросовестное выполнение продавцом распоряжений и указаний, поступающих от руководства;
• готовность согласиться с оценками руководства, подводящего итоги производственной деятельности;
• неразглашение служебной информации, сохранение коммерческой тайны;
• поддержка разумных и продуктивных инициатив руководителя;
• открытое обоснованное высказывание руководителю своего мнения;
• невмешательство в частную жизнь руководителя, признание за ним человеческих слабостей, права на ошибку.
Этика взаимоотношений по «горизонтали»
• уважительное отношение работников друг к другу;
• готовность продавцов к взаимопомощи и взаимной поддержке;
• стремление к сотрудничеству, к позитивному преодолению межличностных конфликтов;
• невмешательство в частную жизнь друг друга;
• противодействие хищениям товаров и продукции, порче оборудования, собственности предприятия.
Соблюдение всеми участниками трудового процесса указанных этических норм является весомым фактором успеха продаж.