Персонал торгового предприятия – важнейший фактор успешных продаж
Управление персоналом – систематическая многоплановая работа менеджеров, руководителей и администрации предприятия, обеспечивающая анализ и оценку имеющихся ресурсов торгового персонала, их эффективное использование, сохранение и дальнейшее развитие.
Российский мир торговли в современных условиях становится все суровее:
• возрастает стоимость энергоресурсов, материалов и оборудования, посреднических услуг, растет арендная плата;
• обостряется конкуренция в сфере торговли;
• требовательнее и капризнее становится потребитель;
• более динамичными и трудно прогнозируемыми оказываются макроэкономические события.
Торговым предприятиям приходится действовать в достаточно агрессивной, подвижной и неопределенной среде.
В жестких условиях делового мира выживут далеко не все, а только наиболее приспособленные и гибкие, дальновидные и проницательные.
Успех продаж во многом определяется активностью и профессиональным мастерством торгового персонала, его психологической культурой и подготовленностью.
Персонал – важнейший фактор успеха.
Эффективно работающий персонал обеспечивает высокие результаты продаж. Плохо работающий персонал резко снижает результативность торговой деятельности.
Плохую работу обслуживающего персонала обнаружить крайне сложно, потому что просчеты, ошибки и упущения в этой сфере внешне незаметны.
Результаты работы продавцов – решения покупателей. Такую «продукцию» невозможно измерить каким-либо прибором, взвесить на весах, пощупать руками. Тем временем, психологический «брак», малозаметные промахи продавцов и сотрудников оборачиваются потерей клиентов и живых денег.
Особая ответственность ложится на продавцов, реализующих товары индивидуального назначения – одежду, обувь, головные уборы, спортивный инвентарь, косметику, а также дорогие и сложные вещи длительного пользования, предназначенные для группового потребления – мебель, бытовую технику, электронику, транспортные средства и т.д.
Современный покупатель требует к себе психологически выверенного, индивидуального подхода!
Со стороны руководителей и владельцев торговых предприятий иногда наблюдается поверхностное отношение к проблеме рядового персонала. Ставка делается на механизм искусственной ротации: не справляется продавец с работой – его увольняют, а на освободившееся место берут следующего. Администрации представляется, что в условиях безработицы сами собой подберутся подходящие сотрудники.
При такой прямолинейной кадровой политике невозможно добиться, чтобы персонал магазина представлял собой успешно работающую дружную команду.
Самое выгодное – тщательно изучать ресурсы своего персонала и рационально ими управлять.
Численность персонала – еще не самое главное. Важнее – совокупный потенциал работников, что и как они могут делать совместно.
Ресурсы торгового персонала имеют сложную психологическую структуру. На индивидуальном уровне можно выделить следующие компоненты.
• 1‑й компонент: физические ресурсы.
Они определяются силой работника, его работоспособностью, быстротой реакции, состоянием здоровья.
• 2‑й компонент: интеллектуальные ресурсы.
Они определяются умением работника анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать его сообразительностью, вниманием, оперативной памятью.
• 3‑й компонент: профессиональные ресурсы.
Они определяются профессиональными знаниями и умениями торгового работника, его специальной подготовленностью. Большое значение имеют также профессиональный опыт и мотивация.
• 4‑й компонент: личностные ресурсы.
Они определяются профессионально-значимыми качествами личности продавца.
Указанные четыре компонента слитны, образуют целостную систему. Ресурсы торгового персонала – это не просто сумма индивидуальных ресурсов работников. Люди, объединившиеся в производственную команду, обретают новые дополнительные возможности.
Во-первых, у работников появляется возможность дополнять способности друг друга.
Во-вторых, отдельные работники могут усиливать свои ресурсы, стимулировать трудовую активность друг друга.
В-третьих, индивидуальные недостатки и слабости в условиях команды могут взаимно компенсироваться.
Таким образом, успешная производственная команда – это живой, развивающийся организм, со своей сложившейся системой деловых отношений.
Рассмотрим этику взаимоотношений работников торгового предприятия.