Маркетинговые исследования перспектив научно-технологического развития Украины
* По данным Министерства образования и науки Украины.
Государственная система стратегических маркетинговых исследований, будучи элементом Государственной программы прогнозирования научно-технологического развития страны, направлена на оценку и выбор критических и прорывных технологий по четырем критериям. К ним относятся:
1
) количество видов новой наукоемкой продукции, произведенных на основе критической и прорывной технологии;
2)
потенциальная емкость рынка новой продукции;
3)
вклад в ускорение роста ВВП;
4) обеспечение национальной, в частности технологической, безопасности Украины.
Основными задачами стратегических маркетинговых исследований являются:
- получение информации от экспертов об инновационных разработках по выбранным для государственного финансирования приоритетным тематическим направлениям;
- выяснение, для какой новой наукоемкой продукции требуются разработка и внедрение критических и прорывных технологий;
- составление паспортов критических и прорывных технологий, которые должны содержать важнейшие маркетинговые признаки;
- группировка и ранжирование указанных паспортов по выбранным критериям.
Отобранные для государственного финансирования критические и прорывные технологии в результате их внедрения в среднесрочной и/или долгосрочной перспективе обеспечат повышение конкурентоспособности отечественных товаров, рост объемов и динамики их продажи на национальном и мировом рынках, улучшение качества отечественных технологий, преодоление зависимости от импорта и т. п.
Оптимальный метод выбора перспективных направлений государственного финансирования научных исследований и разработок - это маркетинг на основе экспертного опроса. Другие методы пригодны только при оперативном анализе, Экспертный опрос проводится среди трех групп респондентов: ученых, активно работающих в определенном приоритетном тематическом направлении; компетентных управленцев (представителей центральных органов исполнительной власти, бизнес-асоциаций и т. п.); предпринимателей, представителей тех предприятий, где предлагается внедрить новые технологии.
Опрос удобнее всего осуществлять через Интернет, благодаря чему можно будет сэкономить средства на рассылку и обработку анкет, получить информацию в оперативном режиме, причем уже в упорядоченном виде, так как фактологический и иллюстративный материал автоматически анализируется и обобщается непосредственно в программе. Каждой группе экспертов адресуется отдельная анкета, которая содержит определенные вопросы с учетом их компетенции и позволяет структурировать содержание паспорта технологии, выделив в нем смысловые блоки. Вопросы разных анкет коррелируют между собой. В случае несовпадения мнений респондентов проводятся дополнительные исследования методом опроса фокус-групп. Примерные образцы анкет приведены ниже.
АНКЕТА
"Формирование перечня новейших технологий" (эксперты — ученые)
Приоритетное тематическое направление_
1
. Фамилия, имя, отчество_
2.
Должность_
3.
Научная степень_
4. Назовите научные исследования, перечислите приоритетные критические и прорывные технологии, которые могут стать основой для производства в Украине новой наукоемкой продукции в ближайшие 10
лет.
5. Оцените функционально-стоимостные характеристики новой наукоемкой продукции в сопоставлении с отечественными и зарубежными аналогами.
6. Укажите срок и годовой объем финансирования научных исследований, названных в п. 4.
7. Назовите отечественных производителей, которые могут выпускать новую наукоемкую продукцию, названную в п. 4, а также укажите годовую емкость рынка.
8. Оцените влияние перечисленных в п. 4 научных исследований на достижение следующих целей: улучшение качества жизни населения; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста; создание потенциала для будущего развития; повышение уровня национальной безопасности (4 балла -первоочередное финансирование, 1 балл - в последнюю очередь).