Разработка комплекса маркетинга на предприятиях НКР
«Проблема совершенствования комплекса маркетинга на предприятиях НКР до сих пор не исследована, не раскрыты значение маркетинга в изменяющихся условиях предпринимательства, особенностей его применения, влияния комплекса маркетинга на результаты деятельности предприятий в последние годы, взаимосвязь организованных структур управления маркетингом с учетом деятельности предприятий» [21.156].
Маркетинг характеризуется комплексным, всеобъемлющим анализом рынка, разработкой стратегии и техники его регулирования во всех социальных и экономических аспектах. Здесь уместно отметить точку зрения известного в области маркетинга Питера Друкера, который цель предпринимательства определяет как создание потребителя: «То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность – вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса его направленность и шансы на успех».
Большинство специалистов считают, что «маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка». Проблема заключается в том, что успеха добиваются предприятия, маркетинговая стратегия которых делает ставку на желания потребителей.
Знание принципов и основ маркетинговой деятельности поможет нашим предприятиям уменьшить коммерческий риск, просчитать его варианты, выбрать наиболее оптимальные условия из уже имеющихся, обеспечить прибыльность производства и продажи при высоком качестве продукции и обслуживания в условиях конкуренции, правильно вести ценовую политику, приемлемую для разных групп покупателей в условиях устойчивого сбыта. «Применение принципов управления маркетингом перед компанией открывает возможности, позволяющие ей реализовать свои цели и задачи в оптимальном режиме».
Стратегические аспекты управления маркетинга, таким образом, становятся доминирующими в нынешних условиях, и их нельзя не учитывать при организации маркетинговой деятельности предприятия.
Управление маркетингом на предприятиях НКР должно осуществляться путем:
1. организации маркетинговой деятельности на предприятии;
2. разработки и осуществления программы маркетинга.
Претворяя в жизнь маркетинговые мероприятия, таким образом, на предприятии соблюдается реализация всех функций управления, рассматриваемые в теории менеджмента.
С началом реформирования экономики НКР и экономики стран с переходной экономикой возросла роль маркетинга на предприятии, начала развиваться система делового общения, были приняты законы, определяющие институциональные рамки делового поведения агентов рынка. В этот период развивается маркетинговое мышление, как у ведущих менеджеров, так и у руководителей низших звеньев и даже рядовых работников. Это связано с тем, что усилилась реальная зависимость доходов от рыночной судьбы произведенной продукции.
В большей степени это проявилось в торговле, финансах, сфере услуг, на предприятиях НКР, выпускающих потребительские товары, особенно на малых и средних частных предприятиях, а в меньшей (хотя во многих уже налаживается) – на крупных промышленных предприятиях.
Потребность в маркетинге у предприятий усиливается еще в связи с тем, что для многих из них главным ограничителем роста производства стал недостаток платежеспособного спроса, ввиду чего американский специалист Шелли Лазарус считает, что «маркетинг – это просто цивильная форма войны, в которой битвы чаще всего выигрываются при помощи слов, идей и логического мышления».
Уяснение особенностей управления маркетингом в НКР необходимо для понимания многообразия вариативности принятия форм и стратегий поведения фирмы на рынке в зависимости от огромного количества обстоятельств. Это, прежде всего, учет политических и социальных условий, сложившихся на рынке, анализ поведения конкурентных сил, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Особенности стратегии поведения фирмы определяются объемом и классом компании (малый, средний, крупный бизнес) и зависят от конкретных финансово – экономических и правовых особенностей рынка на данной территории и др. Особенностью управления маркетингом является также наличие рисковой ситуации, как обязательной составляющей, требующей оценки, определения путей еë преодоления моделирования защитных полей страхования от риска.