Разработка комплекса маркетинга на предприятиях НКР
Все страны с переходной экономикой особенно переживают период беспорядочного развития и реконструкции, в том числе и НКР, осуществляющий переход к рыночным отношениям. В условиях рыночных отношений, центр экономической деятельности переместился к основному звену всей экономики – предприятиям. С начала возникновения рынка, в основе производства товара и оказания услуг, господствовал принцип: «Производить как можно больше, ибо рынок безграничен».
Перед отечественными предприятиями, вступающими в рыночные отношения, возникли проблемы, которые требуют серьезных знаний и принятия творческих решений во всех сферах предпринимательства. Достижение предприятиями желаемого уровня эффективности в реализации и решении задач маркетинга, в первую очередь, определяется применением маркетинговых методов в практической управленческой деятельности. Это зависит от реального соответствия практических шагов предприятиями НКР в области развития маркетинга. Развитие рыночных отношений требует более широкого применения маркетинга в различных областях человеческой деятельности. Однако его практическое использование в НКР сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных в большинстве случаев непониманием сущности и возможностей маркетинга. Интерес к маркетинговой деятельности на предприятиях республики усилился после того, как все большее число предприятий, осознало, что именно маркетинг способствует их успешному выступлению на рынке.
Все работающие предприятия НКР должны понимать и знать, что покупает клиент, что ему предлагают их конкуренты, и таким образом, они могут наилучшим образом предугадать и удовлетворить его запросы. А для этого очень важно не только правильно понимать, но и умело организовать рыночную деятельность.
Проблема развития маркетинга в НКР остается актуальной и нуждается в серьезном изучении и активном применении. Современный рынок и рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышения эффективности руководства компаний, как гарантию ее стабильного функционирования в рыночном пространстве. Именно ввиду того, что предприятия НКР нуждаются в коренной переориентации своей деятельности в условиях маркетинга, и возникло желание исследовать состояние использования маркетинга и тех проблем, связанных с внедрением маркетинговых методов в деятельности предприятий республики. Становится очевидным, что с развитием цивилизованного рынка в НКР будут созданы условия, для формирования целенаправленной комплексной маркетинговой деятельности.
В НКР требуется рассмотрение набора связи и отношений в организации и путей преобразования, ибо, всякая система сохраняет свое состояние неизменным, до тех пор, пока сохраняются неизменными внутренние и внешние связи. Проблема перехода к рыночной ориентации наших предприятий требует нового отношения к задачам, стоящими перед всеми предприятиями, новых решений, что позволит, таким образом, реализовать преимущества рыночной экономики.
Современный мир развивается в стремительном и все ускоряющемся темпе, прежде всего в области в условиях переходной экономики, стремлении потребителя к новому адекватному современному качеству жизни. В этих условиях, характеризующихся к тому же обострением конкуренции, может выжить только предприятие, которое в состоянии творчески применить концепцию современного маркетинга в своей деятельности и находится в постоянном поиске новых способов адаптации к динамично меняющимся условиям.
«В настоящее время перед отечественными предпринимателями, вступающими в рыночные отношения, возникают проблемы, которые требуют научно обоснованных творческих решений во всех сферах предпринимательства. Им характерны следующие особенности управления, которые стали актуальны в условиях ХХI века:
· подход к управлению как к процессу;
· системный подход;
· ситуационный подход.
«На наш взгляд, применение принципов и приемов современного маркетинга с учетом особенностей нашей экономики позволит использовать зарубежный опыт организации маркетинга в нашей республике».
Лишь некоторые элементы, заимствованные из системы маркетинга – техника анализа информации о рынке, спросе, конъюнктуре, потребностях, оценка качества товаров, приемы рекламирования – оказались успешными, но это еще не маркетинговый подход.