Способы выхода на внешние рынки
Рассмотрим особенности каждого способа.
Под экспортом понимают реализацию на зарубежных рынках товаров (услуг), которые произведены (выполнены) в своей стране.
Экспорт может быть прямым и косвенным. Прямой экспорт предполагает, что производитель продает свои товары (услуги) самостоятельно. При этом не имеет значения, кому продана продукция: конечным потребителям или посредникам. Косвенный экспорт - это реализация товаров, например, внешнеторговыми фирмами. Он обычно используется при желании производителя минимизировать риск, передав функцию сбыта фирме-посреднику.
Экспорт может также осуществляться в активной и пассивной формах. При активной форме инициирование зарубежных поставок исходит от отечественных субъектов-производителей (экспортеров). Пассивный экспорт имеет противоположный источник: поиск необходимой продукции ведется страной-импортером (или организациями страны-импортера). В некоторых случаях пассивный экспорт имеет разновидность: нерегулярный экспорт, то есть такой уровень включения в мировую торговлю, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы.
Экспортная кооперация широко используется в сфере международного взаимодействия. Прежде всего, экспортная кооперация - это сотрудничество на добровольной основе двух и более юридически и экономически самостоятельных предприятий на основе заключения между ними договора (соглашения). Это сотрудничество направлено на решение стоящих перед участниками кооперации общих задач в области экспорта. Экспортная кооперация имеет функциональную, инструментальную и институциональную стороны. В функциональном отношении она выражает те задачи партнеров, которые они предпочитают реализовать совместно. В инструментальном и институциональном плане кооперация построена на использовании большого арсенала методов и механизмов, с помощью которых решаются проблемные задачи по обработке зарубежных рынков, например обмен информацией, опытом и т.п. Экспортная кооперация позволяет обмениваться информацией относительно международных выставок, объявлений открытых конкурсов на размещение правительственных заказов, о посредниках, источниках получения другой информации. Участники кооперации нередко создают совместные предприятия, которые занимаются сбытом, розничной торговлей и сервисом. Практикуется совместное приобретение основных средств, например торгово-выставочного и складского оборудования и т.д., чтобы быстрее окупить затраты.
В настоящее время возникает большое число форм международной кооперации, которые выходят на зарубежные рынки без вывоза капитала. Здесь речь идет о продуктах творческой деятельности, технических проектах. Эти формы кооперации проявляются в трех видах: лицензионное производство, управление по контракту и подрядное производство.
Основные формы и средства технологического обмена представлены в табл.1.5.
Таблица 1.5
Формы и средства технологического обмена
Некоммерческий обмен |
Коммерческий обмен |
1. Научно-техническая информация: - публикации; - выставки, ярмарки, конференции, симпозиумы; - визиты, личные контакты; - миграция специалистов; - технологическое образование; - наблюдение, сбор научных сведений и т.д. |
1. Лицензионная торговля: - уступка патентов; - франчайзинг; - торговля и обмен другими видами лицензий. 2. Инженерно-технологические услуги: - проектно-консультационный инжиниринг; - технологический инжиниринг; - строительный инжиниринг; - управленческий инжиниринг |
2. Научно-техническое сотрудничество: - совместная разработка научно-технических проблем; - сотрудничество в рамках долгосрочных программ; - деятельность по передаче технологий; - оказание безвозмездной технической помощи |
3. Обмен в процессе торговли: - закупка образцов новой техники; - торговля комплексным оборудованием; - строительство “под ключ”; - проведение совметных НИОКР; - производственное кооперирование. 4. Инновационные трансферты технологий: - создание собственного предприятия, филиала; - создание СП; - участие в инвестиционном проекте |