Способы выхода на внешние рынки
Внедряясь на зарубежный рынок, предприятия сталкиваются с необходимостью выбора способа выхода. При принятии такого решения фирмы руководствуются следующими критериями:
1) формой движения капитала (экспорт, кооперация, совместное предпринимательство, прямое инвестирование и др.);
2) уровнем и динамикой затрат, связанных с выходом на зарубежный рынок;
3) степенью привлекательности рынка (инвестирования).
Сравним различные способы выхода на зарубежные рынки с позиции двух последних критериев (рис.1.4).
Привлекательность инвестирования
Высокая Средняя Низкая
|
Затраты
при
вступ-
лении на
рынок Средние
Низкие
Рис.1.4. Матрица выбора способов выхода на зарубежные рынки
Далее рассмотрим основные способы выхода на внешние рынки, их важные характеристики (табл.1.4).
Таблица 1.4
Характеристика способов выхода предприятия на внешние рынки
Основные формы (способы) |
Характеристики |
1. Экспорт |
Продажа через дистрибьютеров или импортеров. Минимальные требования к инвестициям. Часто используется на начальных стадиях выхода на зарубежный рынок |
2. Лиценизирование; франчайзинг |
Может использоваться как форма применения патентов, в некоторых странах только как путь проникновения на рынок. Лимитированные обязательства, но также лимитирован контроль над лицензиями |
3. Совместные предприятия |
Совместное владение зарубежным предприятием с локальным (местным) партнером. Может сопровождаться политическими, организационными рисками. Может потребоваться раскрытие сведений о собственности (имуществе) |
4. Стратегические союзы (альянсы) |
Соглашение между компаниями в области специфических (глобальных) проектов. Позволяет разделить риски и затраты. Цели партнеров могут различаться. Может потребоваться раскрытие сведений о собственности |
5. Полностью собственные филиалы |
Максимум ответственности за проникновение на рынок. Максимальный контроль за всеми управленческими процессами. Могут быть приобретены или вновь созданы |