Формирование ассортимента и его анализ. Формирование товарных запасов и его анализ
Также, при формировании ассортимента учитываются:
Демографические характеристики:
- возраст;
- пол;
- семейное положение;
- размер и жизненный цикл семьи;
- раса, религия и культура.
Социально-экономические характеристики:
- доход;
- образование;
- род деятельности;
- социальный класс.
Психологические характеристики:
- тип личности;
- жизненный стиль;
- мотивы.
Все эти характеристики очень важны и отражаются на ценностях человека, которые в свою очередь сказываются на критериях выбора того или иного предмета решения своих проблем. Но необходимо упомянуть об основной функции покупателя – передаче денег в обмен за предмет решения его проблем.
Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
Считается, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.
Товарный ассортимент, — это совокупность продукции для продажи конечному потребителю. Она включает различные виды товаров (продовольственные и непродовольственные товары) делится на группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций, которые образуют низшую ступень классификации. Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью. Динамика ассортимента представлена в таблице 2.2.1. Глубина ассортимента группы сыры представлена в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.1 - Динамика ассортимента товаров ООО "Сибирская компания"
Группа |
Наименование товарной группы |
2008год |
200год |
Темп роста % |
Отклонение, (+,-) | ||||
Тыс. руб |
Уд. вес.% |
Тыс. руб |
Уд. вес.% |
Абсолютное, ты. Руб |
Относительное,% | ||||
Продовольственные товары |
Овощи, фрукты |
350 |
4,2 |
370 |
4,2 |
105,7 |
20 |
0 | |
Готовая кулинария |
85 |
1,0 |
89 |
1,0 |
104,7 |
4 |
0 | ||
Бакалея |
1200 |
14,4 |
1250 |
14,2 |
104,2 |
50 |
-0,2 | ||
Рыба |
350 |
4,2 |
370 |
4,2 |
105,7 |
20 |
0 | ||
Мясные деликатесы |
890 |
10,7 |
930 |
10,6 |
104,5 |
40 |
-0,1 | ||
Сыры |
230 |
2,8 |
250 |
2,8 |
108,7 |
20 |
0 | ||
Хлебо – булочные изделия |
160 |
1,9 |
175 |
2,0 |
109,4 |
15 |
0,1 | ||
Торты, пирожные |
67 |
0,8 |
85 |
0,9 |
126,9 |
8 |
0,1 | ||
Кондитерские изделия |
1850 |
22,1 |
1900 |
21,6 |
102,7 |
50 |
0,5 | ||
Алкоголь |
1950 |
23,4 |
2050 |
23,3 |
105,1 |
100 |
-0,1 | ||
Соки, воды |
350 |
4,2 |
380 |
4,3 |
108,6 |
30 |
0,1 | ||
Молочные товары |
320 |
3,8 |
330 |
3,8 |
103,1 |
10 |
0 | ||
Табачные изделия |
60 |
0,7 |
75 |
0,8 |
125 |
15 |
0,1 | ||
итого |
7862 |
94,0 |
8254 |
93,7 |
108,8 |
382 |
0,5 | ||
Непродовольственные товары |
Бытовая химия |
120 |
1,4 |
125 |
1,4 |
104,2 |
5 |
0 | |
Средства личной гигиены |
95 |
1,1 |
105 |
1,2 |
110,5 |
10 |
0,1 | ||
Игрушки |
130 |
1,6 |
145 |
1,7 |
111,5 |
15 |
0,1 | ||
Посуда |
30 |
0,6 |
35 |
0,4 |
116,7 |
5 |
-0,2 | ||
Газеты, журналы |
110 |
1,3 |
115 |
1,3 |
104,5 |
5 |
- | ||
Итого |
485 |
6 |
525 |
6,4 |
109,5 |
40 |
0,4 | ||
Итого по двум группам |
8347 |
100 |
8779 |
100 |
109,2 |
422 |
0,1 |