Объем и структура продажи алкогольных напитков населению
Согласно оценкам Национальной алкогольной ассоциации, в настоящее время объем рынка составляет порядка 200 млн дол. Вероятно, уровень прошлого года (объем российского рынка водки в 2009 году оценивался в 247 млн дал или 14,2 млрд долларов, коньяка - 7 млн дал или 1,4 млрд долларов, прочего крепкого элитного алкоголя - 0,8 млн дал или 0,5 млрд долларов) будет достигнут. Однако говорить о более конкретных результатах и тем более делать прогноз пока преждевременно - ситуация оказалась дестабилизированной в результате двух кризисов, возникших на рынке.
Что касается результатов 2009 года, то акцизы на ликероводочную продукцию выросли на 8%. Нынешняя система уплаты акцизов формируется из расчета 159 руб. за 1 л этилового спирта в готовой продукции. Таким образом, с пол-литровой бутылки водки производитель выплачивает 32 руб. В 2009 г. производители алкоголя в РФ уплатили в бюджет акцизов на сумму 127 млрд руб. С 2007 г. предполагается увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию с долей этилового спирта выше 25% (за исключением вин) с 159 руб. до 173 руб. за 1 л так называемого безводного спирта.
Структура потребления выглядела следующим образом: водка - порядка 50% продаж, вина - 30%, слабоалкогольные напитки - 17%, коньяки и бренди - 3%. В сегменте водочных изделий основная тенденция - активный рост среднеценового и премиального сегментов. Последний во многом рос за счет импорта. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт водки в 2009 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 210%. В премиальных и среднеценовых категориях значительно усилили свои позиции украинские производители, на долю которых пришлось более 98% импорта. В стоимостном выражении доля на российском рынке таких украинских компаний, как УВК Nemiroff и "Союз Виктан", достигла соответственно 2% и 1,7%.
Рис.1. Структура потребления
По данным Росстата, производство этилового спирта из пищевого сырья в январе-ноябре 2009 года в РФ составило 62 млн 638,5 тыс. дал (90,9% от уровня аналогичного периода прошлого года).
За этот же период производство водки и ликероводочной продукции составило 113 млн 318,3 тыс. дал (94,7% от уровня аналогичного периода прошлого года). Производство вин виноградных - 27 млн 700,0 тыс. дал (78,6%). Вин шампанских и игристых - 12 млн 76,4 тыс. дал (115,3%). Коньяков - 3 млн 769,3 тыс. дал (110,3%). Слабоалкогольных напитков (с содержанием этилового спирта не более 9%) - 42 млн 965,5 тыс. дал (99,4%).
В целом, объем российского рынка водки в 2009 году оценивался в 247 млн дал (14,2 млрд долларов), коньяка - 7 млн дал (1,4 млрд долларов), прочего крепкого элитного алкоголя - 0,8 млн дал (0,5 млрд долларов).
В отличие от водочного рынка российский рынок коньяков (бренди) рос за счет относительно дешевых ценовых категорий, основу которых составляла продукция российского производства.
На продукцию отечественных производителей пришлось более 2/3 (по объему) рынка.
Таблица 1. Объем и структура продажи алкогольных напитков и пива населению
2009г. |
2008г. | |||||
млн. дкл |
в% к |
млн. дкл |
в% к | |||
2008г. |
итогу, в абсолютном алкоголе |
2007г. |
итогу, в абсолютном алкоголе | |||
Алкогольные напитки и пиво | ||||||
в абсолютном алкоголе |
98,6 |
95,5 |
100 |
103,2 |
99,8 |
100 |
в натуральном выражении: | ||||||
водка и ликероводочные изделия |
124,3 |
95,5 |
50,4 |
130,2 |
96,6 |
50,4 |
виноградные и плодовые вина |
75,7 |
99,8 |
11,1 |
75,9 |
108,7 |
10,6 |
коньяки |
7,8 |
101,2 |
3,3 |
7,7 |
122,7 |
3,1 |
шампанские и игристые вина |
17,6 |
99,1 |
2,0 |
17,8 |
112,3 |
1,9 |
пиво |
842,4 |
93,3 |
33,2 |
902,7 |
99,9 |
34,0 |