Объекты стандартизации и номенклатура показателей качества услуг
• безопасность;
• охрана окружающей среды.
Требования социального назначения услуги
торговли предусматривают:
• обеспеченность населения услугами данного вида;
• соответствие уровня качества услуги розничной цене;
• социальную адресность услуги, т. е. ее соответствие запросам различных групп потребителей; дополнительная информация здесь
• затраты времени на приобретение товаров, в той числе в часы "пик";
• степень удовлетворенности потребителей, по отзывам покупателей (благожелательным и жалобам).
Указанная группа требований имеет наибольшую значимость для предприятий розничной торговли, ориентированных на определенные сегменты потребителей с разными доходами, разного возраста, пола и места проживания. Однако в определенной мере требования свойственны всем предприятиям торговли, в то числе и оптовой.
Социальную адресность услуги розничной торговли учитывают при проектировании зданий и помещений, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, определении товарной политики торговой организации, в частности ассортиментной, ценовой, по качеству и информационной.
Требования функциональной пригодности услуги
предусматривают:
• точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, сроков выполнения услуги и др.;
• наличие товаров надлежащего качества;
• отсутствие фальсификации товаров (ассортиментной, по качеству и количеству) и услуг;
• в
наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;
• обеспечение условий компетентного выбора товаров и услуг;
• информативность, т. е. наличие необходимой информации об услугах и товарах, их номенклатуре, исполнителе, правилах и условиях оказания услуги;
• соответствие обслуживающего персонала своему назначению, в том числе компетентность и умение обращаться с покупателями.
Исполнитель обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами торговли, а также информировать о них. Информативность услуги определяется по наличию вывесок и содержанию информации на них: наличию внутренней и наружной рекламы и содержанию информации в них; наличию и правильности оформления ценников; наличию и достоверности информации в товарно-сопроводительных документах; предоставлению покупателям информации о правилах торговли предприятия.
Эргономические требования услуги
предусматривают:
· санитарно-гигиенические показатели основных и вспомогательных помещений (температура, влажность, освещенность, кратность воздухообмена, чистота);
· комфортность торгового обслуживания;
· удобство и рациональность размещения товаров в торговом зале на витринах секций, оборудования, а также входов, выходов;
· этические (психологические) показатели работы обслуживающего персонала (вежливость, тактичность, доброжелательность, предупредительность, коммуникабельность, умение предупреждать конфликт);
· доступность информации возможностям восприятия потребителем.
Эстетические требования (эстетичность) услуги
предусматривают:
· целостность композиции и художественной выразительности фасада, витрин, вывесок торгового предприятия внешнего вида обслуживающего персонала (в том числе одежды, обуви и т. п.);
· выкладку товаров, архитектурно-планировочные решения помещений предприятий;
· оформление торгового зала, рабочего места продавца и/или кассира (контролера);
· гармоничность, стилевое единство.
Технологичность услуги
предусматривает:
· состав функциональных групп помещений (по назначению и площадям);
· оснащенность предприятия технологическим оборудованием;
· рациональность технологических решений торговых помещений;
· наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
· оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.
Требования к безопасности услуг
розничной торговли предусматривают:
· безопасность и сохраняемость реализуемых товаров при приемке, транспортировке, хранении и реализации;
· безопасность и совместимость упаковки;
· безопасность технологического оборудования (электрическая, механическая, микробиологическая, техника безопасности);
· безопасность транспортных средств;