Сущность и назначение эмблем и логотипов
Четвертая функция логотипа, товарного знака - рекламная, она тесно переплетается с эстетической функцией фирменной марки. В ряде работ её определяют как создание образа фирмы, информационную или психологическую функцию и т.д. Однако анализ этих определений позволяет с уверенностью утверждать, что они выделяют отдельные аспекты все той же рекламной или трех других функций.
Так, создание образа предприятия - это часть задачи, выполняемой всем фирменным стилем в целом и направленной на повышение престижа, на рекламирование имени и принципов предприятия. Информационная функция предполагает, что знак, логотип, фирменный стиль указывают на страну, из которой поставлен товар, и на предприятие - изготовитель, а также помогает выбрать именно данное изделие из множества других и сигнализирует потребителю о его свойствах и достоинствах. Психологическая функция реализуется путем повышения доверия к маркированному товару, формирования положительного подсознательного отношения к нему, поскольку, как уже отмечалось, товарный знак в восприятии потребителя служит гарантией стабильного качества.
Таким образом, задачи логотипа, товарного знака в области рекламы многообразны и важны, и здесь они в основном совпадают с общими задачами и функциями фирменного стиля при лидирующей роли знака в ряду прочих констант.
Согласно законодательству о геральдической символике под эмблемой понимается геральдический знак - официальный символ органа государственной власти или государственного учреждения, который охраняется в установленном порядке патентным законодательством Украины и вводится в обращение с целью пропаганды и информирования об органе государственной власти и его деятельности, об исторических, культурных, социально-экономических или иных традициях.
Что следует понимать под эмблемой организации, законодательство не поясняет. Но почти в каждом федеральном законе, определяющем статус различных юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, др.), говорится, что юридическое лицо вправе иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Отсюда можно сформулировать следующее определение: эмблема организации является средством визуальной индивидуализации, позволяющим отличить одну организацию от другой.
Обычно эмблема организации — это специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования юридического лица. Она может усложняться добавлением рисунка, графических элементов — как несущих смысловую нагрузку (соответствующих виду или роду деятельности организации), так и включенных без особой цели (для эстетики). В коммерческой организации, оказывающей услуги или выполняющей работы, эмблема, в состав которой входит графический элемент, имеющий смысловую нагрузку, смещается в сторону знака обслуживания.
Эмблема организации и товарный знак (знак обслуживания) могут существовать параллельно: эмблема — для индивидуализации организации, товарный знак (знак обслуживания) — для индивидуализации товара (работы или услуги).
Одна организация может иметь несколько товарных знаков (знаков обслуживания), предназначенных для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.