Виды цен
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными
(базовыми
)
– те которые применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналоговые изделия, во-вторых, ценами, отражающими прошлые сделки, совершенные за истекший период.
Прейскурантные цены
– цены на товары и услуги, зафиксированные в специальных справочниках-прейскурантах без указания срока действия.
Расчетная цена
применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа.
5. В зависимости от вида рынка
различают: цены товарных аукционов, цены торгов, биржевые котировки.
Цены аукционов
– цены публичной продажи по максимально предложенному уровню за лот. Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. На аукционах продаются реальные, уникальные товары, при этом цена товара может быть многократно выше рыночной цены.
Биржевые котировки
представляют собой цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа выступает в роли посредника и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. Цены устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения.
Цены торгов
опосредуют особую форму торговли, при которой несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он в последствии выбирает самый эффективный. Поскольку на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, постольку цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.
6. С учетом фактора времени
различают: постоянные, сезонные и ступенчатые цены.
Постоянная цена
– цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена
– цена, срок действия которой определен периодом времени.
Ступенчатая цена
– ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7. Внутрифирменные цены
.
Трансфертные цены
– цены, применяемые внутри фирмы, т.е. они применяются при реализации продукции между подразделениями фирмы.
Данные о трансфертных ценах составляют коммерческую тайну.
8. По условиям поставки и продажи
различают: цена-нетто
– цена на месте купли-продажи; цена-брутто(фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи; франко-цена –
цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта.
9. Мировые деньги
– цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами.
Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран.
Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые
условия производства, реализации и потребления определенного вида товара.