Виды цен
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. Все подробности газовая горелка ламборджини тут.
1. По характеру обслуживаемого оборота
различают оптовые и розничные цены.
Оптовой
считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых относятся закупочные цены
, по которым производители реализуют свою продукцию организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.
Розничные цены
– цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Особой формой розничной торговли является отпускная цена
– цена, по которой предприниматель-изготовитель или его сбытовая организация реализует продукцию потребителям.
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке
различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные (рыночные) цены
устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: Цена спроса
– та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения
– рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства
– цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены –
цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.
В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены
– такие, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены
– цены, устанавливаемые на определенном уровне.
3. По способу установления, фиксации
различают: твердые, подвижные, скользящие цены.
Твердые цены
(постоянные) – такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению. В таком случае делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».
Подвижная цена
– такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту использования договора рыночная цена изменится. В таком случае делается «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2–5% пересмотр зафиксированной цены не производится.
Скользящая цена
– цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция).
В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении цены в интересах покупателя в договор могут быть внесены некоторые ограничительные условия, так называемые лимитом скольжения
.
На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда
часть ее фиксируется твердо при заключении договора, другая часть – в виде скользящей цены.
4. По способу получения информации об уровне цены
различают публикуемые и расчетные цены.
Публикуемые цены
– цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены
– цены, публикуемые в различных печатных изданиях.