Понятие и сущность паблик рилейшнз
Термин “public relations” (PR) родился в США, а его автором стал Томас Джефферсон. Под активизацией связей с общественностью Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. 30-е годы ХIX в. понятие “public relations” стали употреблять в качестве синонима «отношения ради всеобщего блага». Распространение прессы вызвало появление новой профессии – пресс-агентов, по существу организаторов работы с прессой, которые стали прообразами будущих ПР-менов.
В 20-30-е годы ХХ в. – становление “public relations” как профессии и научной дисциплины. Уже к началу 30-х годов в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях – АТ&T. “General Motors” – появились должности вице-президентов по коммуникациям или “паблик рилейшнз”; статус PR как корпоративной функции управления общественным мнением все более укреплялся.
Первые службы “внешних отношений” появились после войны во французских госструктурах и частных компаниях. В 40 - 60-х годах происходит консолидация ПР-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью.
В XX веке было предложено множество определений для PR. В 1975 г. один из американских фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) выявил около 500 определений PR. Собранные определения были внимательно изучены. В результате появилось обобщенное определение [9].
PR – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства – служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль "системы раннего оповещения" об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.
Паблик рилейшнз является одним из весьма эффективных методов привлечения внимания общества к торговой марке или имени фирмы. Профессионально проведенная PR-кампания позволяет создать и поддерживать “эффект присутствия” для фирмы с минимальными затратами. Проведение такой кампании включает следующий комплекс услуг:
- упоминание имени фирмы или торговой марки;
- информационное сообщение о фирме или торговой марке;
- статья или репортаж, посвященные деятельности фирмы;
- интервью с руководителями фирмы;
- организация пресс-конференций фирмы с привлечением журналистов ведущих газет, журналов, телекомпаний и радиостанций;
- составление и рассылка пресс-релизов, в которых сообщается о деятельности фирмы;
- мониторинг всех материалов, выходящих по заказу фирмы в средствах массой информации.
Связи с общественностью предполагают следующий комплекс мер:
- распространение информации клиента через средства массовой информации;
- организация и проведение семинаров, пресс-конференций, презентаций и других акций с широким освещением в региональных средствах массовой информации;
- информационное обеспечение привлекательного имиджа фирмы и предоставляемых ею услуг;
- разработка и проведение рекламно-информационных кампаний.
Новые направления ПР:
- работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями получила название “public affairs”,
- управление корпоративным имиджем – “corporate affairs”,
- создание благоприятного образа личности – “image making”,
- построение отношений со СМИ – “media relations”,
- закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом – “employee communications”,
- общественная экспертиза – “public involvement”,
- взаимоотношения с инвесторами – “investor relations”,