Факторы, влияющие на выбор потребителя
Рассмотрим самую простую модель покупательского спроса. Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в сознание покупателя и вызывают ответную реакцию покупателя.
Побудительные факторы маркетинга включают товар, цену, методы распространения и продвижения, т.е. представляют собой управляемые (контролируемые) факторы внутренней среды маркетинга. Прочие раздражители: экономические, политические, культурные, научно-технические и т.д. – это неуправляемые (неконтролируемые) факторы внешней среды маркетинга. Отсюда задача маркетинга – разобраться в реакции покупателя в ответ на побудительные факторы и прочие раздражители, т.е. исследовать покупательское поведение. Из сказанного выше очевидно, что на совершение покупки оказывают влияние факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. полезная информация от партнеров: https://www.684015.ru/baza/magnity-protiv-nakipi.html
К факторам культурного порядка относятся:
культура как базовый набор ценностей, восприятий (культура в этом смысле есть основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека);
субкультура как составная часть любой культуры (группы лиц одной национальности в крупных сообществах; группы людей, объединенные одним вероисповеданием; группы, сложившиеся в силу географических особенностей страны);
социальное положение (общественные классы) как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и схожего поведения.
К социальным факторам относятся:
референтные группы (группы людей, оказывающие прямое или косвенное влияние на поведение человека: соседи, коллеги, религиозные объединения, профсоюзы);
семья (в смысле группы, занимающейся потребительскими закупками) – самый важный в рамках общества социальный фактор;
роли и статус потребителя в социальной группе (т.е. набор действий, ожидаемых обществом от индивида).
К личностным факторам относятся:
возраст (с возрастом происходят изменения в ассортименте выбираемых товаров и услуг);
семейное положение (одинокий человек, молодожены, полноценная семья на разных возрастных стадиях также оказывают влияние на характер потребления);
род занятий (рабочий, художник, руководитель фирмы и т.д.) оказывает большое воздействие на товарный набор индивида;
экономическое положение;
образ жизни потребителя также играет важную роль в маркетинговой деятельности; например, трудоспособная женщина может предпочесть статус деловой дамы в различных сферах деятельности положению домашней хозяйки;
тип личности как совокупность отличительных психологических характеристик оказывает свое влияние на покупательское поведение человека.
К психологическим факторам относятся:
мотивация (или побуждение) – это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Нужда достаточно высокого уровня интенсивности становится мотивом.
восприятие – процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию;
усвоение – это накопленный опыт индивида, вызывающий определенные перемены в его поведении;
убеждение – это мысленная характеристика индивидом чего-либо, в результате чего люди совершают действия (купить или не купить);
отношение – это оценка индивидом какого-либо товара или идей. После появления у человека отношения к какому-либо товару или услуге как следствие начинает формироваться направленность действий.